Биография

Михаил Козьмич Якимов, известный в мире как Якимов, был рожден 29 октября 1835 года в селе Нема (Введенское) Нолинского уезда. Его отец, священник Косма Павлович Якимов, служил в Вятской епархии и ушел из жизни 18 октября 1837 года.

В раннем детстве он потерял отца и вместе с другими сиротами остался на попечении матери в тяжелых условиях сиротской жизни. Несмотря на бедность и проблемы со здоровьем, в 1850 году он успешно окончил Елабужское духовное училище, а затем в 1856 году получил диплом Вятской духовной семинарии.

Старавшись привести свою жизнь в уединение, он отказался от продолжения обучения в высшей богословской школе. Сразу после окончания семинарии он стал членом братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря. 28 (26?) марта 1857 года он был пострижен в рясу без изменения имени. Сначала ему были поручены обязанности проповедника и библиотекаря, а затем (с 1 сентября) он стал учителем священной истории и нотного пения, а также надзирателем в Вятском духовном училище.

В должности монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок пробыл более года. Его товарищ-друг, который впоследствии стал кафедральным протоиереем в Вятке, дал ему советы, которые привели его к решению продолжить богословское образование в академии.

16 августа 1858 года он начал учиться в Казанской духовной академии. Через несколько месяцев, 1 февраля 1859 года, он стал монахом под именем Мелетия, а 16 марта того же года был посвящен во иеродиакона епископом Никодимом.

9 декабря 1861 года после неоконченного четвёртого курса высшей академии его отправили в Посольский Преображенский монастырь на Байкале для участия в миссии в качестве наказания за участие в проведении "политической панихиды" в честь Бездненских крестьян, убитых во время подавления их восстания. (Уезд 31 марта 1862 г.)

Смиренно и без возражений, он следовал за волей Божьей и отправился в малоизвестную и суровую страну Сибирь, полагаясь на свое призвание и решимость служить христианскому делу, которое было ему вверено.

23 июня 1862 года он прибыл в свое место служения и был назначен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бригаду Забайкальского казачьего войска. С 1 ноября он был назначен миссионером при Кударинской степной думе.

30 декабря этого же года он был посвящен во иеромонахи.

20 июня 1865 года он получил степень кандидата богословия.

В ходе своей миссионерской деятельности, он установил тесные отношения с епископом Селенгинским Вениамином, которые продержались на протяжении всей их жизни.

В течение пяти лет, с 1862 по 1867 год, группа состоящая из одного сотрудника и одного послушника, привела к принятию христианской веры и крестила более 500 человек.

В Кударинском поселении была возводится и посвящена церковь, посвященная святым апостолам Петру и Павлу.

С 1 июня 1867 года он начал свою миссионерскую деятельность в Тунгуйской степи.

С 1872 года он был отправлен проповедовать религиозные учения среди бурят и тунгусов в отдаленных районах Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цикаре.

20 (30?) августа 1873 года он был назначен начальником Иркутской духовной миссии и управляющим Ниловой пустынью в Саянских горах, а 27 сентября того же года он был назначен настоятелем пустыни.

2 февраля 1874 г. он был рукоположен в архимандриты.

Его миссионерская деятельность стала более широко известной с того момента, когда новый начальник Иркутского отдела духовной миссии был отправлен в Казань, чтобы изучить методы перевода христианских текстов на местные языки. Встреча с Н. И. Ильминским и другими представителями миссии в Казани оказала огромное влияние на его дальнейшую работу. Его собственные тексты о православной вере начали появляться на национальном языке бурят, что стало успешным началом для распространения православия среди бурят и других жителей Сибири. За его пятилетнее руководство Иркутской миссией более одиннадцати тысяч язычников приняли православную веру, что свидетельствует об успехах миссии среди народов Сибири.

В мае 1875 года возвратился в свой родной город Иркутск.

5 ноября 1878 года была проведена церемония посвящения во епископа Селенгинского, который стал викарием Иркутской епархии. Он был также назначен управляющим Забайкальской духовной миссией и стал ее начальником.

Город Чита стал центром, откуда святителем-миссионером неустанно, особенно в 1881 году (когда было отмечено 200-летие со дня основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье. Он уделял много внимания просвещению своих прихожан и улучшению жизни новообращенных, чтобы они могли лучше смешаться с русским населением.

В целях расширения деятельности по просвещению, владыка создал церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, с целью укрепления своего духовного влияния через церковно-приходскую школу. Благодаря этим усилиям, за время управления Забайкальской миссией Преосвященным Мелетием, количество пришедших к православной вере из числа шаманов и ламаистов достигло четырех тысяч.

5 июля 1889 года он был назначен епископом Якутским и прибыл в Якутск 16 сентября того же года.

С 14 октября 1896 года он был назначен епископом Рязанским и Зарайским. 27 ноября он покинул Якутск и 17 февраля 1897 года прибыл в Рязань.

С 1897 года он был назначен почетным членом Казанской духовной академии.

14 января 1900 года он скончался и был похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля.

В 1984 году, по указанию епископа Омского Максима (Крохи) и с разрешения Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Мелетий был включен в число святых Собора Сибирских святых. Он почитается как святой в Рязанской, Иркутской и Красноярской епархиях.

18 июня 1998 года были обнаружены святые останки святителя Мелетия. После этого, 18 сентября 1998 года, останки были перевезены в Рязанский Троицкий монастырь.

Этот известный миссионер и подвижник был известен своим трудом в Сибири. В течение 35 лет он трудился на этой земле и был назван "Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии".

Был инициатором улучшения условий для больных проказой. Лично помогал прокаженным якутам облегчить свое страдание. Он был добрым, приветливым и строгим к себе, но снисходительным к другим, исповедуя принципы христианской миссии. Он оставил значительное наследие благотворительных дел. Публиковал множество духовных текстов, многие из которых были опубликованы в различных изданиях Православной Церкви.

Брат святителя занимал должность иерея в селе Верховойском.

Тропарь, глас 4 (употребляется в Якутской епархии)

Це́ркви Христо́вой свети́льниче, / земли́ Яку́тской и Ряза́нской украше́ние, / пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем бы́л еси́, / бде́нием же, посто́м, моли́твою и труда́ми благове́стническими просия́л еси́ / и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́. / Святи́телю Меле́тие, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 5 (употребляется в Рязанской епархии)

Це́ркве Христо́вы свети́льниче, / земли́ Ряза́нстей и Сиби́рстей украше́ние, / святи́телю Меле́тие, / Влады́це все́х моли́ся, / ми́р вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4 (употребляется в Якутской епархии)

Ду́х ми́рен и кро́ток стяжа́в, / тве́рдое упова́ние на милосе́рдие Бо́жие име́я, / служи́тель ве́рный Це́ркви Христо́вой / и пропове́дник ве́ры во язы́цех яви́лся еси́, / святи́телю Меле́тие, / при́сный о на́с пред Бо́гом предста́телю // и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Кондак на обретение мощей, глас 3 (употребляется в Рязанской епархии)

Дне́сь Собо́р Ряза́нских и Сиби́рских святы́х предстои́т в Це́ркви, / и неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу. / Дне́сь Це́рковь небе́сная и земна́я ликовству́ет, / А́нгели и святи́и ра́дуются, / ку́пно па́ства с ни́ми весели́тся, / прославля́я обре́тение моще́й святи́теля Меле́тия, // на́с бо ра́ди мо́лят вси Преве́чнаго Бо́га.

Книги автора