Биография

В 1134 году в селе Левкара на острове Кипр появился на свет мальчик, который уже с самого детства мечтал об уединении и молитве. В возрасте восемнадцати лет он решил избежать брака, к которому его обязывали родители, и вступил в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди в качестве послушника.

В своем «Завещании» 1214 года Неофит признает, что с самого начала его монашеской жизни его мучило сильное желание вести безмолвный образ жизни. После прибытия в Иерусалим в конце 1158 года, он искал учителя отшельнического образа жизни, обходя палестинские монастыри и места обитания подвижников в течение шести месяцев, но безуспешно. Однако в одном из своих божественных видений Неофит получил уверенность, что его любовь к безмолвию является частью высшего предопределения и что он найдет свое место для этого образа жизни.

Получив откровение, он вернулся на родину и нашел убежище в горах рядом с истоком реки, в 9 километрах к северо-западу от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он выбрал пещеру Энклистра для своего подвижничества. Он в течение почти целого года трудился, расширяя пещеру, завершив работу 14 сентября 1160 года. Он оплотил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри он построил стену, разделяющую пещеру, и обустроил келью с готовой могилой в ее глубине, а где-то ближе к выходу установил святой престол из мраморной плиты. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

После одиннадцатилетнего периода одиночества, к которому он так стремился, подвижник был настойчиво уговариваем Пафским архиереем стать священником и принять ученика. В 1170 году преподобный отец был рукоположен в сан священника епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205). Вскоре после этого его жилище превратилось в скит с небольшим количеством братии, а затем стал общежительным монастырем, ведущим жизнь в соответствии с идеалами отшельничества.

Примерно в 1187 году Неофит составил первый устав для монастыря. В течение более чем 60 лет он усердно изучал книги, которые заимствовал у епископов соседних епархий, таких как Пафская и Арсинойская, и также писал духовные сочинения. Из-за незаконченного образования, полученного в обители Куцувенди, его произведения были написаны простым греческим языком, а не высоким церковным стилем той эпохи. Кроме того, преподобный Неофит написал на кипрском диалекте, став первым автором, обратившимся к этому наречию в письменных работах. Его обширное писательское наследие делает его самым великим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник обращался к образцу "лаврских и общежительных училищ философии", установленному преподобным Саввой Освященным в местности, куда он приходил. В своей обители на Пафе подвижник заложил основы культуры воспитания и систематического духовного образования, предусматривающей небольшое число иноков.

Слава Неофита была так велика, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста - Верхний Затвор, который он назвал "Новый Сион". Оттуда он наблюдал за строительством и росписью монастыря и проводил время в своей новой келье, где занимался аскетическими подвигами, наставлял учеников и писал большую часть своих книг. В 1214 году он завершил работу над последней редакцией устава "Завещание".

После 1220 года нет никакой информации о местонахождении данной личности.

Монастырь святого Неофита был не только важным центром монашеской жизни на Кипре, но также и центром развития церковного искусства. После смерти преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монашеская община, где жители занимались сельским хозяйством. Святой Неофит считается одной из самых значимых фигур кипрского монашества XII века.

Молитва преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Ниспосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 1

Земли Кипрския затворниче и чудотворче явился еси, Богоносне Неофите, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 3

Земных и тленных наслаждений презревше яве, преблаженне отче Неофите, пустыни Кипрския явился еси ангел непорочен, молитвою, постом и покаянием Небесныя обители достиг, и с лики преподобных веселишися, темже чтуще память твою, вопием ти прилежно: от бед нас избави, отче преподобне.