Биография

Родившийся в селе Вертуновка Саратовской губернии, он прошел обучение в Саратовской Духовной Семинарии и Казанской Духовной Академии, где затем работал профессором до закрытия академии в 1919 году. История семьи Несмелова была трагичной: его сын Валентин вступил в чекисты и погиб во время захвата ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью.

В период советской эпохи он организовал круг из бывших профессоров Академии, за что был приговорен к ссылке. Однако его сына, чекиста, заслуги спасли Несмелова от ссылки. В своем главном труде "Наука о человеке" он развивал христианское понимание человека. Мысли Несмелова можно связать с экзистенциализмом, так как для него исходной точкой служил конкретный человеческий опыт.

Связанное с этим аргументация существования Бога доведена до конкретной степени Несмеловым. Он утверждает, что идея Бога действительно присутствует у человека, но она не приходит извне как мысль о Боге, а существует в его личности как отображение Бога. Если бы человеческая личность не была идеальной для своего существования, человек не смог бы иметь идеи о Боге, и никакое откровение не смогло бы сообщить ему эту идею. Человеческая личность реальна и идеальна по своей природе, и этот факт утверждает объективное существование Бога как истинной личности. Как и другие русские религиозные философы, Несмелов особо подчеркивал недетерминированность человека миром.

Мысль Несмелова тесно связана с традициями святоотеческой богословии, особенно с учениями святого Григория Нисского, о котором он написал книгу "Догматическая система св. Григория Нисского". Однако он также пользовался идеями современной философии, таких как Фейербах. Несмелова особенно высоко ценил философ Николай Бердяев.

Имя В.И. Несмелова было включено в список "Помяник новомучеников и исповедников Казанских".