Биография

Николай Милаш, родившийся в городе Шибенике в 19-ом веке, получил начальное образование в своем родном городе. Затем он продолжил свое обучение в различных учебных заведениях, включая Карловацкую духовную семинарию и Университет Вены. В 1867 году он приехал в Россию, где поступил в Киевскую духовную академию. В 1871 году он успешно закончил академию, получив степень магистра богословия за свою работу "Достоинства Православной Церкви до XIV века". В 1872 году он также получил степень доктора богословия на богословском факультете Черновицкого университета.

В 1873 году в Киеве в Рождественский сочельник он принял постриг в рясофор и в праздник Рождества Христова был рукоположен во диакона.

Биография была перефразирована так, чтобы она сохранила свой смысл, но стала более грамотной и простой.

В 1874 году достиг Родины и стал преподавателем церковного права и практического богословия в Задарской духовной семинарии. В следующем году принял в монашество под именем Никодим и был поставлен во иеромонаха.

6 августа 1880 года он был назначен на должность архимандрита.

В 1886 году он принимает активное участие в реформировании Белградской духовной семинарии и его назначают ректором.

Спустя год он вернулся в Далмацию и продолжил свою научную и преподавательскую работу в Задарской семинарии.

В 1890 году, после смерти епископа Стефана (Кнежевича), он был освящен в епископа Далматинского и Истрийского митрополитом Сильвестром (Андеевичем). Как архиерей, он сосредоточил все свои усилия на борьбе против унии.

Епископ Никодим был известным автором множества трудов по вопросам церковного права. Особенно известным стал его труд "Православное церковное право" (1890), который был переведен на русский, немецкий, новогреческий и болгарский языки. В период с 1895 по 1899 годы он издал многотомный сборник "Каноны Православной Церкви" с обширными комментариями. За свои работы он был удостоен почётного членства в Санкт-Петербургской, Московской и Киевской духовных академиях.

Вокруг епископа Никодима постоянно возникали многочисленные интриги, направленные на его отстранение от должности, и в итоге он был вынужден подать письменную заявку об отставке 21 декабря 1911 года, которая была принята. Последние годы своей жизни он прожил в городе Дубровник.

Великий правитель скончался 2 апреля 1915 года и был похоронен в Дубровнике. В 1930 году его останки были перенесены в храм Преображения Господня в Шибенике, его родном городе.

Музей, посвященный памяти епископа-канониста, был открыт в городе Шибенике в 1975 году по решению епархиального управления Далматинской епархии.

2 октября 2012 года в ходе Божественной Литургии владыка Никодим был почтенно признан святым Далматинской епархии в качестве священноисповедника.

Тропарь и кондак на сербском языке

Тропарь, глас 8

Златогласна трубо Православља, мачем вере сакрушио си подле јереси; винувши се у несагледиве висине богословља, одбранио си веру истиниту. Медоточни проповедниче нераздељне Тројице, богоглаголиви Никодиме, моли Христа Бога, да спасе душе наше.

Кондак, глас 2

Наслађујући се, богомудри, на извору вере Православне, и медоточно изливши у списима својим истине њене, као рајско дрво живота процветао си оче Никодиме.

Тропарь и кондак на церковнославянском языке

Тропарь, глас 8

Златогласная трубо Православия, мечем веры сокрушил еси злобу ерeси. Возшед бо на неизреченную высоту богословия, защитил еси веру истинную. Медоточный проповедник Нераздельней Троицы, богоглаголивый Никодиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Наслаждающеся, богомудре, на источнике веры Православной, и медоточиво излив в письмах своих истины ея, како древо жизни райское процвел еси, отче Никодиме.

Тропарь и кондак на русском языке

Тропарь, глас 8

Златогласная труба Православия, мечом веры сокрушил злобу ерeси. Возшедши на неизреченую высоту богословия, зашитил веру истинную. Медоточивый (сладчайший) проповедник Нераздельной Троицы, богоглаголивый Никодим, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Наслаждающеся, богомудрый на источнике веры Православной, и медоточиво излив в письмах (творениях) своих истины её, как древо жизни райское процвел, отче Никодиме.