Биография

Родившийся в селе Юдинки, Алексинского уезда Тульской губернии, в потомственной дворянской семье Аксаковых, он получил домашнее образование. Позже учился в университетах Германии и Франции. В 1868 году он защитил диссертацию на немецком языке "Идея Божества" в Гиссенском университете и получил степень доктора философии. После этого он вернулся в Россию. Вплоть до 1895 года он проживал в Москве и занимал пост председателя уездной земской управы в Тульской губернии. Он также служил в Государственном контроле и возглавлял его под руководством Т.И. Филиппова. В 1895 году его направили в Департамент железнодорожной отчетности, и он переехал в Санкт-Петербург. После ухода из Госконтроля в 1904 году он был назначен председателем Комиссии по ревизии городской думской отчетности.

Николай Павлович Аксаков прославился своей активной поддержкой церковных реформ в русской общественной и церковной среде. В 1906 году он присоединился к Особому присутствию, созданному при Святейшем Синоде, чтобы подготовить Церковный Собор, который затрагивал вопросы о преобразованиях в церкви. В течение 1906-1907 годов он активно публиковал статьи в "Церковном вестнике" и "Церковном голосе", в которых обсуждалась тема возможных изменений в Церкви.

Аксаков активно отстаивал идею славянофильства, считая, что Россия имеет особый путь развития, который должен быть объединен с другими славянскими народами в одно государство. Его статьи публиковались в известных журналах, таких как «Беседа» и "Русская мысль".

В конце своей жизни он проявил особую общественную и творческую активность. Одним из моментов его известности стал ответ на книгу Н. А. Морозова о происхождении Апокалипсиса в форме брошюры "Беспредельность невежества и Апокалипсис" (1908), в которой он выступил против «революционной» интерпретации и поверхностной критики Апокалипсиса.

18 апреля 1909 года скончался Николай Петрович Аксаков от осложнений, вызванных воспалением лёгких. Его похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.