Биография

В имении Жары Нерехтского уезда Костромской губернии появился на свет наследник старинного дворянского рода Елагиных. Великого поручика Василия Дмитриевича Елагина (1789-1868), который принимал участие в войне 1812 года, был отцом этого мальчика, который был одним из 14 детей.

Окончил 1-й кадетский корпус, после чего в период с 1836 по 1840 годы проходил службу в конных полках. В 1840 году был направлен на службу в канцелярию Министерства народного просвещения, где затем работал в Археографической комиссии и передал в дар коллекцию древних грамот, собранную им в течение времени своей деятельности.

В 1848 году он был назначен сторонним цензором в Санкт-Петербургский цензурный комитет.

С 1857 года он был назначен чиновником особых поручений при Главном управлении цензуры. Он работал на этой должности до 1860 года, когда его перевели на должность чиновника особых поручений при Министерстве народного просвещения по делам Варшавского учебного округа. Но вскоре после этого он ушел в отставку.

Елагин был глубоко преданным последователем Тихона Задонского и вдохновителем идеи создания Тихоновского женского монастыря на месте рождения этого святого у озера Короцкого. Будучи крупным помещиком, он оказал значительную финансовую поддержку для строительства монастыря, активно участвовал в сборе материалов для житий и выступал в качестве редактора и издателя книги "Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (М., 1861).

Николай Васильевич занимался изучением истории Саровской пустыни и стал автором первой изданной книги о старце Серафиме Саровском, называемой "Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила" (Санкт-Петербург, 1863 год).

Был активным писателем и сообщником святителя Феофана Затворника, с которым обменивался 235 письмами.

Елагин акцентировал внимание на значимости монашества и особо на роли архиереев как преемников апостолов, так как уменьшение влияния епископата может привести к распространению протестантизма. Он критиковал гражданскую власть, начиная с правления Петра I, из-за её ориентации на мирские цели. Главной целью его было устранение всего, что могло бы ограничить или угнетать проявления духовной жизни церкви, лишая её возможности свободно исполнять свою миссию - вести верующих к спасению.

В 1891 году на кладбище С.-Петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Господня женского монастыря был похоронен Николай Васильевич Елагин. К сожалению, его могила была утрачена.