Биография

Родившийся в семье сельского священника, он закончил Калужское духовное училище и Калужскую семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию в 1868 году. За свою работу над трудом "Святое Евангелие от Марка: против Баура" он получил степень магистра богословия. После окончания обучения его направили в Харьковскую духовную семинарию, а затем он был переведен в Московскую семинарию в качестве преподавателя гомилетики и литургики. В 1870 году его выбрали на должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого завета в Московской духовной академии.

С 1879 года мой главный профессиональный интерес связан с богословием, когда я получил священный сан. В начале своей карьеры я был просто ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии. Однако, в 1892 году, после ухода из жизни протопресвитера Н. А. Сергиевского, меня перевели на его должность, став профессором Московского университета и настоятелем университетского храма. Мною было присуждено звание заслуженного профессора в 1897 году. С того времени я также являюсь протоиереем.

Его основной областью работы было изучение Священного писания, особенно вопросов исагогики. Как и его учитель, профессор, архимандрит, а затем епископ Курский и Белгородский Михаил (Лузин), Николай Елеонский ставил перед собой задачу проведения православного анализа западных теорий «отрицательной» библейской критики и выявления их несостоятельности.

Елеонский занимал почетное место в Московской духовной академии и Обществе любителей духовного просвещения. Он также был председателем отделения Педагогического общества Московского университета, занимаясь вопросами религиозного и морального образования и воспитания.

Удостоен камилавкой и золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, а также несколькими светскими орденами, включая орден Святой Анны 1-й степени.

25 октября (7 ноября) 1910 года он скончался от сердечной болезни. Его похоронили на кладбище московского монастыря, который был посвящен иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Впоследствии, монастырь был закрыт и разрушен в 20-х годах XX века, а кладбище разорено.