Биография

Жизнь в России

Родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии в семье священника. После смерти отца, на третьем году жизни, стал под опеку старшей сестры Анны. Получил начальное образование в Кобыльской церковно-приходской школе и духовном училище города Никольска.

В 1884 году окончил Вологодскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, где успешно завершил обучение в 1889 году. Затем был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию.

В июле 1890 года получил степень магистра богословия МДА, защитив диссертацию о жизни и литературной деятельности блаженного Феодорита, епископа Кирского. После защиты диссертации принят на кафедру Священного Писания Нового Завета в Петербургской духовной академии. В 1894 году утвержден в должности экстраординарного профессора, а с 1898 года — ординарного профессора, а затем, после 25 лет академической службы, заслуженного ординарного профессора академии.

За свое сочинение "Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла Галатам" был удостоен Макариевской премии. В период с 1904 по 1911 год занимал должность редактора и цензора "Православной богословской энциклопедии" после смерти профессора А. П. Лопухина, а также написал несколько статей для этой энциклопедии.

В 1905 году был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Всероссийскому Поместному собору Российской церкви и позднее привлечен к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах участвовал в Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления, а также написал книгу "По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде".

5 декабря 1909 года был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

С 1911 года был постоянным членом училищного совета при Святейшем Синоде. По поручению Святейшего Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык и был редактором в журналах "Церковный вестник" и "Христианское чтение".

В 1914 году Святейший Синод поручил ему редактирование "Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету" П. А. Гильтебрандта. В 1918 году читал лекции в Швеции в Стокгольмском университете. После возвращения в Россию в 1919 году работал в Петроградском богословском институте и занимал должности архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве. 27 ноября 1920 года вступил в брак с Анастасией Васильевной Нечаевой, вдовой профессора А. П. Лебедева.

Жизнь в эмиграции

В 1921 году, вместе со своей супругой, Николай Глубоковский отправился в Финляндию, а затем в Германию. Позднее они перебрались в Чехословакию, где он принял должность профессора в Пражском университете.

В 1922 году он переместился в Сербию, где проводил лекции по богословию в Белградском университете. В 1923 году он принял приглашение занять кафедру Священного Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского университета в Болгарии. В 1929 году его избрали членом-корреспондентом Болгарской академии наук, а также назначили почетным членом Библейского общества в Лондоне.

Находясь за границей, Николай Глубоковский активно защищал интересы Православной Церкви, выступая на различных собраниях, международных конференциях и писал статьи для печати о положении Церкви в советской России.

Он ушел из жизни 18 марта 1937 года от заболевания почек. Чин отпевания в кафедральном соборе Святой Недели 20 марта совершил митрополит Софийский Стефан (Шоков), который в надгробной речи называл Николая Никаноровича Глубоковского "величайшим авторитетом в библейской экзегетике православной богословской науки, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия".

Библейский словарь, над которым богослов трудился всю жизнь, и который в России считался утраченным, был впервые издан в 2007 году, ко дню 70-летия со дня его кончины.

Труды

  • Преображение Господа, М., 1888
  • Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла СПб., 1894
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1902.
  • Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3., СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912.
  • Книга 1. Спб., 1905
  • Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет, кн. 14, 1936-1937. София, 1937, 62 с.
  • Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.т. II. М. 1890.
  • Св. Лука, евангелист и дееписатель. София, 1932.
  • Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. Джорданвиль, 1966.
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе.// Путь. — 1926. — № 4. — С. 139-144
  • Ветхозаветный закон его происхождению, предназначению и достоинству.// Путь. — 1928. — № 10. — С. 43-52
  • Бог – Слово//Православная мысль. — 1928. — №1. — С.89-121
  • Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле // Богословский вестник. Сергиев Посад 1908. Т. 1. № 2. С. 396-399 (2-я пагин.).
  • Православие по его существу // Отдельный оттиск из журнала "Церковь и время", 1991, № 1
  • Ходатай Нового Завета (Экзегетический анализ Евр. I, 1-5.) // Сергиев Пасад. 1915
  • Христос и ангелы. // Христианское чтение. Спб. 1915 г. №№ 1 и 2, стр. 3-21, 153-174
  • Вера по учению св. ап. Павла.//Христианское Чтение. СПб., май 1902 г.
  • Искупление и Искупитель. СПб., 1917
  • Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Филип 2, 5-11) София (Болгария), 1929
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета. Киев, 1914

 

Книги автора

Жизнеописания
Священное Писание Нового Завета