Биография

Духовные искания

Святитель Николай Сербский, известный как Никола Велимирович, родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич на Западной Сербии, в крестьянской семье с девятью детьми.

Его родители, Драгомир и Екатерина, были простыми и религиозными людьми, воспитывавшими своих детей в любви и по христианским традициям.

Родители стремились обеспечить Никола хорошим образованием и отправили его учиться в школу при обители Челие, где он проявил свои таланты и достиг первых успехов.

Затем он поступил в Валевскую гимназию, а после ее окончания продолжил обучение в Белградской семинарии. За успешные учебные достижения Никола получил стипендию, которая позволила ему учиться в Берне на Старокатолическом факультете.

С постоянным стремлением к знаниям и отличными учебными результатами, в 28 лет Никола получил степень доктора богословия.

Не останавливаясь на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, где успешно защитил еще одну докторскую диссертацию, на этот раз по философии.

Монашеский путь

По возвращении в родную страну, его приняли на работу в Белградской семинарии, где он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря отличной подготовке и умению излагать материал понятно, он пользовался уважением студентов.

Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями, публикуя статьи различной религиозной направленности.

Столкнувшись с тяжелой болезнью, он дал обет посвятить свою жизнь Богу в случае выздоровления. Болезнь неожиданно для окружающих отступила, и Никола, приняв монашество и новое имя Николай, постригся в обители Раковиц.

В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии, не уведомив администрацию о завершении двух видных европейских университетов.

В академии он вел себя скромно, но его образованность говорила сама за себя, вызывая удивление профессорско-преподавательского состава. Однажды на академическом вечере его речь вызвала всеобщее восхищение и восторг.

Архиерей Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, обратил внимание на отца Николая после этого случая и выхлопотал для него пособие на путешествие по стране. Это путешествие помогло ему лучше понять русский народ, и впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

По возвращении в Сербию началась Первая мировая война. Отец Николай неоднократно посещал места расположения воинских подразделений, укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на подвиги, исповедовал и причащал Святых Тайн. Кроме того, он регулярно жертвовал свое жалование на нужды раненых.

После завершения войны отец Николай предрек будущий крупномасштабный конфликт, считая одной из его центральных причин удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был посвящен в епископа Охридского. На этом этапе своей службы он еще усиленно углублялся в монашескую практику, часто проповедовал, активно участвовал в богослужениях и занимался литературной деятельностью.

Управляя священниками и следя за состоянием дел, он регулярно путешествовал по своей епархии, посещая отдаленные приходы. В ходе этих поездок он знакомился с нуждами местного населения и, по возможности, предоставлял архиерейскую поддержку, способствуя восстановлению храмов, пострадавших во время войны, помогая монастырям и организуя приюты для сирот.

В 1924 году святитель, с разрешения начальства, временно управлял Американской епархией, которая подчинялась Сербскому Патриархату. Этим он занимался до 1926 года.

Из-за уменьшения интереса многих сербов к христианским обязанностям и с целью противодействия растущему сектантскому настроению в стране святитель организовал и руководил движением, направленным на активизацию участия населения в церковной деятельности. Это движение стало известным как "Богомольческое" и вскоре охватило всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был назначен на Жичскую кафедру. Здесь, подобно своей работе в Охридской епархии, он занимался просветительской деятельностью, улучшением церковной жизни и регулированием монастырской деятельности.

Было приложено много усилий для восстановления церквей, и особенно заслуживает внимания вклад святителя в обновление древней обители "Жича", одного из важнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

В период Второй мировой войны епископ Николай был задержан 18 ноября 1942 года по личному указу Гитлера, который приказал "уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви", включая патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича. После ареста Николай находился в заточении в обители Войловица, а затем был отправлен в концентрационный лагерь Дахау вместе с Сербским Патриархом.

В мае 1945 года Николай был освобожден союзниками, американской армией. В то время власть в Югославии перешла к атеистам. Несмотря на желание вернуться на родину, обстоятельства вынудили Николая стать эмигрантом в Америке. Здесь он продолжал свою деятельность, проповедуя о Христе, участвуя в богослужениях и занимаясь писательской деятельностью.

На Родине его обвинили в сотрудничестве с оккупантами, несмотря на перенесенные им страдания. Его литературные произведения подверглись цензуре. В последние дни своей жизни Николай Сербский нашел приют в русском Тихоновском монастыре в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года он скончался с молитвой на устах. Его тело было перенесено в сербскую обитель святого Саввы в штате Иллинойс, а затем захоронено на местном кладбище.

18 марта 1987 года Николая Велимировича прославили как местночтимого святого Шабачско-Валевской епархии. 12 мая 1991 года мощи святителя были перенесены в его родное село Лелич.

Он был внесен в лицо святых как святитель 19 мая 2003 года решением Архиерейского собора Сербской православной церкви, установив день памяти 5/18 марта (день упокоения) и 20 апреля/3 мая (день перенесения мощей).

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящен первый монастырь в честь святителя Николая, где находится музей святителя и "Дом владыки Николая".

Творческое наследие

ССвятитель Николай Сербский славится как один из наиболее строгих и традиционных мыслителей в сфере церковной деятельности. Его литературное наследие впечатляет своим многообразием. Среди наиболее известных произведений можно выделить следующие: "Беседы", "Библейские темы", "Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви", "Во что мы верим? Объяснение Символа веры", "Десять Божиих заповедей", "Индийские письма", "Миссионерские письма", "Любостыньский стослов", "О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям", "Мысли о добре и зле", "Слово о Законе", "Толкование молитвы Господней: Отче наш...", "Толкование заповедей блаженства", "Феодул, или Раб Божий", "Чудеса Божии" и другие.

Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Книги автора

Воспоминания