Биография

Детские годы

Николай Николаевич Воробьев, родившийся в 1894 году, был членом семьи крестьянских тружеников, проживавших в селе Микшино, Тверская губерния.

В своем детстве Николай проявлял много общих черт с братьями, так как их в семье было семеро. Однако он также выделялся своей серьезностью и добротой. Еще с ранних лет на него было обращено внимание как на будущего служителя Бога.

В деревне, которую часто посещал известный юродивый Ванька, жил Николай. Иногда Ванька останавливался там и играл с детьми. Однажды он подошёл к Николаю и назвал его монахом. На тот момент мало кто обратил внимание на слова простого деревенского человека, но со временем они сбылись.

Когда Николай достиг соответствующего возраста, его отец устроил его в реальное училище в Вышнем Волочке, проявив много усилий.

В этом возрасте Николай проявил себя как дисциплинированный и талантливый ученик. Благодаря своим способностям и старательности, ему удавалось успешно учиться даже в самых сложных предметах. Он проявлял себя в математике, рисовании, музыке, танцах, и игре на альте. Это не осталось незамеченным: за время учебы Николай был награжден несколькими грамотами и похвальными отзывами руководства.

В начале своей жизни родители поддерживали его материально, насколько могли. Однако, с ростом потребностей своих братьев в образовании, помощь оказывалась ограниченной. Несмотря на это, Николай не терял надежды. Он продолжал учиться и, наоборот, после уроков начал работать в качестве молодого учителя, чтобы заработать на свое проживание, питание и учебу, а также помогал другим богатым друзьям, которые тоже отставали в учебе.

Когда его брат Михаил поступил в тот же университет, Николай взял на себя ответственность за его уход. Это было трудно: им приходилось испытывать голод и мерзнуть зимой. Однако Николай не собирался отступать от своей цели - завершить образование и поддержать брата.

Вопреки тому, что семья Николая исповедовала православие, его религиозная вера была неукрепленной. Глубоко увлекшись наукой, он считал, что именно там можно найти истину. Позднее, взрослея, он, как и многие его сверстники, начал задумываться о смысле жизни и стремился найти его в философии. Иногда ему приходилось тратить последние деньги на покупку интересной книги, предпочитая ее даже куску хлеба. С годами, Николай достиг в этой сфере впечатляющих успехов, даже преподаватели иногда обращались к нему за советом.

А по мере взросления он все больше приходил к убеждению, что философия не предоставляет точных ответов на самые важные вопросы о смысле жизни, назначении человека, его жизненной цели и последующей участи после смерти.

Молодость

В 1914 году Николай закончил реальное училище. После того как он был разочарован философией, он решил не идти по пути философа и поступил в Петроградский Психо-Неврологический институт.

После лишь годичного обучения он испытал глубокое разочарование и бросил учебу. В это время у него возник серьезный психологический кризис, достигавший такой степени напряженности, что он даже размышлял о самоубийстве.

Вспомнив о Боге, Николай решился обратиться к Нему, умоляя открыться. На его молитву Бог ответил.

После Откровения, внутри него произошло серьезное изменение в моральном плане. Он больше не был заинтересован в материальных вещах и увлечениях. В этот период он углубился в молитву, предался вдумчивому чтению Евангелия и произведений святых отцов.

В 1917 году Николай начал обучение в Московской духовной академии. Однако из-за революционных событий и политических изменений в стране, его обучение в академии было прервано довольно скоро.

Некоторое время он жил в уединении в Сосновицах, где преподавал математику в школе. Однако потом он случайно оказался в Москве и стал псаломщиком в Борисоглебской церкви благодаря Божьему провидению.

Монашеский подвиг

В 1931 году, в городе Минске, Николай принял постриг и принял новое имя Никон. После этого он был посвящен во иеродиакона, а на следующий год он был рукоположен в иеромонаха.

Страстное преданность Богу и непримиримое отношение к антицерковной политике правительства привлекли внимание правоохранительных органов. В 1933 году отец Никон был арестован, осужден и направлен на перевоспитание в Сибирь. Он был освобожден только в 1937 году.

После возвращения из лагеря, он поселился в Вышнем Волочке и нашел работу в доме врача в качестве прислуги. В этом новом месте ему пришлось еще раз проявить свою терпимость. Жена врача и ее сестра, Елена Евфимовна, были ярыми атеистками и время от времени грубо выражались по отношению к верующим и их религиозным убеждениям. Однако его праведный образ жизни и постепенно убедили сестер оставить свои безбожные убеждения и принять веру во Христа.

Елена Евфимовна была врачом и постриглась в монахини с именем Серафима. По её кончине коллеги проводили её торжественно, с музыкой, но мало кто знал, что в её гробу, под подушечкой, лежала монашеская мантия и четки.

После начала Великой Отечественной войны, с открытием храмов, отец Никон начал служение священником. В 1944 году он был посвящен настоятелем Благовещенского храма Козельска Калужским епископом Василием. В течение четырех лет он служил здесь, проживая у местных монахинь, отдаваясь аскетическим практикам и активно проповедуя.

В этом храме также служил отец Рафаил Шейченко, который был вторым иереем. Он, подобно отцу Никону, прошел через много страданий из-за своей религиозной веры, вплоть до тюремного заключения. Хотя у обоих священников было много общего, дьявол сумел создать разногласия между ними, и из-за этого отец Никон был временно лишен права служить по указу епископа Калужского. В конечном итоге мир был восстановлен между ними, и запрет был снят.

В 1948 году отец Никон был назначен в город Белев, затем его перевели в Ефремов, а после этого он был перемещен в Смоленск. Затем его направили в Гжатск, где ему был поручен управление достаточно бедным, слабо организованным и захудалым приходом. Сам он рассматривал это назначение как ссылку.

В первое время он столкнулся с трудностями, связанными как с содержанием прихода, так и с собой. Его личное имущество состояло из простой одежды и нескольких алюминиевых предметов. Он относился к этому спокойно, считая, что излишнее «богатство» мешает монаху достигать духовной высоты.

Отец Никон был очень строгим в отношении богослужений, и он всегда служил очень скромно, без излишеств. Он требовал того же от других людей. Есть история, что он однажды остановил чтение Шестопсалмия, когда чтец начал выступать слишком театрально, развлекая слушателей. В результате чтение Шестопсалмия было закончено другим чтецом.

В то же время, он пытался противостоять практике быстрого чтения, из-за чего его осуждали церковные певчие.

Батюшка сосредотачивал внимание на том, как прихожане исповедуются и чем именно они раскаиваются. Он категорически противился формальному подходу к Таинству Исповеди и неоднократно осуждал некоторых священнослужителей за то, что они заменяют Таинство Покаяния обрядом "прощения грехов".

Проявляя разумную и справедливую строгость в отношении своих подчиненных, он был строг и к себе. Ложился спозно, вставал рано. В свободное время он молился, занимался физическим трудом (включая ухаживание за садом) и много читал. Несмотря на своё болезненное состояние, связанное с его прежними лагерными испытаниями, он не принимал личной помощи по дому или в хозяйстве, старался делать всё сам.

В 1956 году отец Никон получил звание игумена.

В конце 1962 года его здоровье стало серьезно ухудшаться, и он постепенно терял силы, быстро утомлялся. Его рацион в это время состоял из молока и ягод, иногда он ел белый хлеб.

Весь свой болезнь отец Никон скрывал и оставался спокойным до самого конца своей жизни.

Несколько дней перед своей смертью он потерял силы и лег в постель. В день Праздника Успения он исповедовал своих близких, давая им душевное увещевание. Он уже не мог посещать храм, и в последние дни принимал Святые Таинства у себя дома.

Перед тем, как умереть, отец Никон попросил своих учеников найти отрывок из жизнеописания Амвросия Оптинского, где рассказывается о запахе тления, исходившем от его тела после смерти. Многим это показалось странным, но накануне его кончины, люди, которые читали Евангелие, почувствовали запах тления исходящий от его гроба, хотя во время похорон этого запаха не было.

Пастор Никон ушел из жизни в седьмой день сентября тысяча девятьсот шестьдесят третьего года.

Рассмотрим биографию человека с уникальными способностями: он изучал много различных языков и в дальнейшем стал известным богословом. Он посвятил свою жизнь изучению языков, что привело его к глубоким исследованиям в области богословия. Его работы стали известны и признаны благодаря их грамотному и простому стилю.