Биография

Неофит Кабасила был заметным представителем византийского полемического богословия. Немного известно о его жизни, за исключением того, что он был очень образованным, участвовал в исихастских спорах, относился к церковной партии Григория Паламы и написал трактат против Варлаама и Георгия Акиндина, который хранится в Валлиселле (Рим). В 1351 году он также принял участие в составлении соборного томоса вместе со святителем Филофеем Кокким.

После смерти архиепископа св. Григория Паламы в 1360 году, Нил был назначен его преемником, но он умер до того, как прибыл в Фессалоники, по словам архиепископа Фессалоникийского Симеона (1410-1429 гг.). Согласно Франдзию, мать Николая Кавасилы приехала в Фессалоники тогда, когда его брат Нил уже был архиереем. Его племянник Николай написал следующее эпитафию блаженному Нилу.

Этот гроб хранит тело Нила, который был известен своей чистой душой. Он был блаженный и, казалось, достиг небес, ослепляя нас своим сиянием после того, как закрыл свои прекрасные глаза.

Нил активно участвовал в дебатах против латинян и написал несколько значимых произведений, которые затем использовались как авторитетное свидетельство противниками флорентийской унии.

Из творений этого автора известны следующие:

Слово, доказывающее, что отделение латинской церкви произошло из-за отказа папы провести расследование разногласий на вселенском соборе, поскольку они стремились к тому, чтобы только они имели право на учительство, в то время как все остальные должны были оставаться послушными учениками. Такое отношение противоречит апостольским и отеческим законам и поступкам.

О власти папы. Протестанты использовали эти слова, взятые из труда Нила, в своих изданиях в 1555, 1608, 1612 и 1645 годах. Также было издание без указания года и места, вероятно, в 1624 году в Константинополе Никодимом Метакса, о чем свидетельствует иерусалимский патриарх Досифей в своей "Истории иерусалимских патриархов".

Четкий и сжатый ответ латинянам, предоставляющий замену инструкции для тех, кто хочет соревноваться с ними.

"Описание источника Святого Духа в пяти словах"

Богословы латинского языка используют слова, чтобы убедить в том, что Святой Дух исходит от Сына. Они также представляют аргументы в ответ, из которых следует, что Святой Дух исходит от Сына.

Известно, что использование латинских силлогизмов не достаточно для доказательства того, что Дух Святой исходит от Сына, после чего латинские силлогизмы опровергаются.

Сочинения Нила Кавасилы (3–6 века) хранятся в рукописях в библиотеках Вены, Мюнхена, Москвы, Ватикана и других местах. В московском кодексе полемических трактатов Нила есть предисловие, написанное его племянником Николаем Кавасилой. В этом предисловии говорится, что творения Нила Кавасилы направлены против латинских нововведений, которые изменяют символ веры.

Он был очень почитаем, особенно в Фессалонике, как святой. Это можно увидеть по упоминаниям Нила Кавасилы в Синодике в Неделю Православия, а также в ряде рукописей, где его прямо называли "святым отцом нашим Нилом Фессалоникийским".