Биография

Достоверной информации о родившемся епископе Петре нет ни в его проповедях, ни в биографии, написанной Агнеллом. В настоящее время существуют две разные версии относительно даты его рождения. По первой версии, Хрисолог родился в 406 году, вторая же говорит о его гораздо более раннем рождении, примерно в 380 году.

Родившийся место Хрисолога, Форум Корнелия, известно как Имола в настоящее время, находится всего в 35 км к западу от Равенны. В своей проповеди в 165 году Хрисолог признал, что все церкви заслуживают уважения, но он особенно любит церковь Форума Корнелия, так как сам родился в этом городе.

Мало известно о детстве епископа Петра. По словам Агнелла, он вырос в окрестностях храма святого Кассиана Имольского, которого он всю свою жизнь почитал своим заступником (до того, как Кассиан был утвержден епископом, он был учителем в школе в Имоле). Петр Хрисолог жил под покровительством этого святого в качестве привратника его храма.

Меньше информации доступно о родителях архипастыря Равенны, так как он потерял их в раннем детстве. Однако, уважение к ним было важной частью его жизни, и это чувство сопровождало его до самой смерти. В 19 проповеди епископ Петр обсуждает свою позицию по отношению к заповеди о почитании родителей. В ней он подчеркивает важность любви к Небесному Отцу в первую очередь, но также призывает к уважению к земному отцу, ссылаясь на слова Христа из Мф.8:21. По его мнению, исполнение этой заповеди должно начинаться с любви к Отцу Небесному, но также включать уважение к земному отцу, который должен следовать после Небесного в почетной очередности.

Корнелий, первый известный по имени епископ Форума Корнелия, стал духовным наставником проповедника Петра Равеннского. В 165 году, в своих проповедях, епископ Петр упоминает, что Корнелий был его духовным отцом. Одним из главных достижений Корнелия стало учреждение огласительного церковного училища, в соединении мира и духовной жизни, при храме святого Кассиана. В этой учебной школе учился и развивался сам Петр.

В свои школьные годы он обнаружил интерес к Священному Писанию и учению Церкви. В 165 проповеди упоминается, что епископ Петр получил духовное наставничество и образцовое благочестие от Корнелия. Однако, согласно тогдашним обычаям православной Церкви, Корнелий отложил крещение епископа Петра до его духовной зрелости.

После окончания огласительного училища епископа Корнелия Хрисолог, Петр, выданный ученик, пошел учиться в одну из риторских школ, которые в эпоху поздней античности были самыми престижными учебными заведениями. Он серьезно изучал философию и риторику, читал сочинения Иосифа Флавия, Тацита, Плутарха и классических авторов, таких как Овидий и Флакк.

После окончания местной риторской школы, перед героем открылось широкое поле деятельности в суде, где он мог бы работать обвинителем или адвокатом. Однако он выбрал педагогическую деятельность, следуя примеру святого Кассиана из Имолы, и занял место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия. Вскоре он стал известен как мудрый и честный наставник, и его ученики дали ему прозвище "Добрый учитель".

На протяжении продолжительного времени Хрисолог, преподаватель гуманитарных дисциплин (филолог, лингвист, ритор), был очень популярен как у своих учеников, так и у жителей города. Он пережил войну с вестготами, разграбление Рима в 410 году и вступление на престол императора Валентиниана III в 425 году.

До своего крещения Петр регулярно посещал епископа Имолы по четвергам, согласно 46 правилу Лаодикийского собора, чтобы слушать огласительные беседы. В одной из 165 проповедей архипастырь Равенны признался, что благодаря проповеди Евангелия, лично просветил его Светом Христовой истины.

Корнелий посвятил проповедника во чтеца и рукоположил его диаконом. Диакон Петр, родом из Имолы, согласно указу императора Гонория "О епископах, церквях и клириках", должен был стать клириком Форума Корнелия. Это требование было связано с тем, что епископам следовало назначать клириков в ту церковь, "где будет находиться церковь". При этом Петр принял посвящение в безбрачном состоянии, так как к тому времени Западная Церковь уже практиковала обязательный целибат.

Через некоторое время Хрисолог был возложен на него важный пост. Он стал экономом, ответственным за управление церковным имуществом. Главной задачей диакона Петра стало обеспечение сохранности церковной утвари, распределение доходов и забота о вдовах и сиротах.

Вероятно, первые проповеди были произнесены диаконом Петром, когда он вступил в священный сан. В древней Церкви диаконам иногда давалось право проповедовать, как, например, преподобным Ефремом Сирином на Востоке. На Западе святой папа Григорий Великий когда-то во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди.

В 432 году диакон Петр был назначен епископом и стал занимать кафедру в Равенне. Это быстрое продвижение через ступени церковной иерархии соответствует традиции Древней Церкви, где епископские и диаконские функции связаны. Назначение и посвящение диакона Петра в епископа Равенны произошли в Риме. Наивысшую ступень церковной иерархии Хрисолога провозгласил епископ Рима папа Сикст III (432-440). Согласно биографии, папе Сиксту III во сне было явлено благословение апостола Петра, что было толковано хронистом как знак богоизбранности Хрисолога.

В своей должности епископа Хрисолог с большой ответственностью управлял епархией и разбирал все дела с мудростью. Он исполнял три важные функции: проводил богослужения, проповедовал и управлял церковными делами. В своей роли архипастыря он руководил церковными службами и был духовным образцом для общины. Как проповедник, он излагал христианскую веру и принимал участие в диспутах по вопросам веры. Как теолог, Хрисолог разъяснил никейско-цареградский Символ веры и написал несколько проповедей на эту тему, а также труды о Воплощении и Воскресении. Административно-юридически он заботился о церковной инфраструктуре, строил храмы, принимал и освящал священников.

Согласно общепринятой точке зрения, Хрисолог скончался в 450 году. Его похоронили в соборе Имолы.

Петр Хрисолог, известный как Хрисолог, был знаменитым проповедником на Западе, который часто сравнивали со Златоустом. Он занимает почетное место среди таких выдающихся духовных наставников, как святой Августин, святой Амвросий Медиоланский и святой папа Лев Великий. Его наследие включает в себя 175 проповедей, а также послание к ересиарху Евтихию. Проповеди Хрисолога, которые отличаются выразительностью и глубоким содержанием, посвящены разъяснению Священного Писания, Символа веры, праздникам Церкви и отдельным святым.

Биография епископа Петра основана на его проповедях и сочинении, написанном в IX веке клириком Равеннской церкви Агнеллом под названием "Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis". Однако после перевода проповедей Хрисолога на церковнославянский язык в 1794 году в России не было серьезных работ об этом архипастыре. Таким образом, в настоящее время имя епископа Петра остается почти неизвестным современному читателю.