Биография

Появился на свет в Московской провинции.

Получив домашнее образование, Казанский поступил в Вифанскую семинарию, а затем в Московскую духовную академию, которую успешно окончил в 1842 году, получив степень магистра. Сразу после учебы он начал преподавать в той же академии и преподавал там до конца своей жизни. В 1850 году он был назначен экстраординарным профессором, а в 1858 году - ординарным профессором по кафедре общей гражданской истории. С 1874 года Казанский занимал только должность цензора, но не прекращал своей научной работы.

Несмотря на его очень слабое здоровье и множество тяжелых болезней, перенесенных им, Казанский неутомимо работал. Его ученые труды можно считать нравственным подвигом. В течение первых восьми лет преподавательской деятельности он преподавал гражданскую историю с древнейших времен до Венского конгресса, затем рассматривал возникновение и обнаружение демократических идей. Он также хлопотал перед начальством университета о замене учебников и сам издал учебное пособие по всеобщей истории для духовных семинарий. В своих ученых занятиях он изучал русскую церковную и общую историю, а также писал работы по русской гражданской истории, становясь одним из предначинателей периода критики в этой области. В 1873 году он получил ученую степень доктора богословия за сочинение "История православного монашества на востоке".

Перечень основных научных трудов П. С. Казанского распределен по разделам. В области общей церковной истории с археологией его работы включают: "История православного монашества на востоке" в 2 томах (1854-1853 гг.); "Св. Петр, архиепископ александрийский"; "Св. Нил синайский и его сочинения"; "О влиянии христианства на языческое общество в первые три века после Рождества Христова" (последние три работы в "Прибавлениях к творениям св. отцов за 1856-1861 гг.) и другие. В области русской и славянской церковной истории: "История православного русского монашества до учреждения Троицкой лавры" (1853 г.); "Преп. Иосиф Волоколамский и его писания" (1847 г.); "Исправление церковно-богослужебных книг при патр. Филарете"; "Кто были виновники Соловецкого возмущения в 1666-1676 гг.".

В ходе своей активной научной деятельности в Московском обществе истории и древностей российских Казанский опубликовал несколько значимых материалов по русской истории. Среди них особое внимание заслуживают такие работы, как "Послание Иосифа Волоколамского к Нифонту епископу суздальскому" с предисловием, послания к различным лицам и другие материалы. Кроме того, он написал несколько статей по гражданской истории, в которых затрагивался вопрос об авторе первоначальной русской летописи. Его работы вызывали интерес и признание в научной среде.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Труды

  • "История православного монашества на Востоке" (M., 1854—1857);
  • "История православного русского монашества" (М., 1855);
  • "Житие св. Тихона" (СПб., 1861—1862);
  • "Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете" ("Чт. в Моск. О. Ист. и Древн.", 1847—48, т. VIII);
  • "Кто был виновником соловецкого возмущения от 1666 по 1676 г." ("Чт. Общ. Ист. и Древн.", 1864, ч. IV);
  • "Исследование о личности первого Лжедимитрия" ("Русск. Вестн.", 1877, VIII — X).

Петр Казанский также написал несколько житий, ряд статей о источниках церковной истории и другие произведения. Он автор акафистов Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" (1863) и «Казанской» (1868), а также акафистов святому праведному князю Константину и его детям Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), и святому праведному Иосифу Обручнику (1871).