Биография

На пути к подвижничеству

Святитель Петр Московский был рожден в набожной семье, в Волынской области. Его отец назывался Феодор, а мать (по некоторым данным) - Евпраксия.

Родители узнали о том, что их сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославлять Его и быть прославленным, из Откровения ещё до его рождения.

Однажды на рассвете мать видела во сне необыкновенного агнца, которого она ласково держала на руках. Между его рогами росло чудное дерево, увитое плодами и цветами, с цветами горели свечи. Все это излучало прекрасный аромат. Проснувшись, она не понимала значения этого сна, но потом стало ясно, что он указывал на духовные дары её сына, который тогда был еще в утробе.

Семилетний Петр проходил обучение и воспитание в родительском доме, после чего был отправлен на учебу грамоте и книжным наукам. Он трудился усердно, но учение шло ему тяжело, что вызывало печаль у мальчика и огорчало его родителей. Однако однажды ему снился муж в святительском одеянии, излучавший свет. Муж благословил Петра и влил в его уста сладость, после чего мальчик стал успешнее учиться, превзойдя своих сверстников.

В своей молодости он выбрал трудный, но верный путь жизни и решил стать монахом, вступив в монастырь.

Монашеский путь

Всецело посвятив себя жизни в обители, он с любовью и преданностью выполнял свои обязанности, посвящал много времени молитве и чтению Святого Писания, и усердно учился иконописи. Со временем он стал истинным мастером этого древнего христианского искусства. Его произведения украшали обители и вдохновляли посетителей и монашескую общину своей красотой.

Постепенно Петр развивал свое духовное возрастание. Увидев в монахе пример нравственности, чистоты и способности к пастырской работе, настоятель монастыря решил посвятить его в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи.

Исходя из своей ответственной роли, отец Петр с полной искренностью стремился приносить пользу своим братиям, но со временем, подражая другим великим подвижникам, он захотел отойти в уединение, чтобы полностью посвятить себя глубокой христианской молитве и созерцанию.

Получив благословение от игумена, отец Петр оставил монастырь и отправился на поиски уединенного места. Найдя его у реки Рата с помощью Божьей, он построил себе скромную келью, где провел много дней и ночей в молитвах и размышлениях.

Образование обители

После того, как слухи о деяниях святого отшельника распространились в окрестностях, к нему стали тянуться верующие, ищущие духовное питание. Вскоре на этом месте возник монастырь.

Отец Петр был выбран братией обители в качестве игумена. Во время своего служения он проявил себя как заботливый духовный наставник, который наставлял своим примером, а также как отличный организатор.

Репутация нового монастыря увеличивалась с каждым днем. Туда приезжали многие люди, в том числе и известные, включая князя Галицкого Юрия Львовича, чтобы услышать наставления игумена, получить его благословения и просить о сердечных молитвах.

Во время обхода русских земель, митрополит Владимирский Максим посетил одну из обителей, где отец Петр подарил ему свою собственноручно изготовленную икону Успения Пресвятой Богородицы с святительским благословением. По преданию, владыка Максим молился перед этой иконой до конца своей жизни.

Деятельность святого Петра как митрополита

В конце XIII века Киев стал обветшал и опустошен из-за нашествия татарского народа. Большинство жителей покинули город, в том числе и митрополит Максим. Он переехал во Владимир в 1299 году, преследуя цель сохранить церковную деятельность при минимальных затратах.

Князь Галицкий не одобрил этот решительный шаг, желая, чтобы новый митрополит был ближе к нему. Для этой цели он решил назначить игумена Петра на митрополичью кафедру и отправил его в Константинополь. В это время умер митрополит Максим.

Михаил Тверской, который был в то время великий князь, по своим собственным интересам пытался установить игумена Геронтия на кафедре митрополита. Он отправил Геронтия к Константинопольскому Патриарху для этой цели. Геронтий не преминул захватить с собой свой епископский посох, одежду и даже икону, подаренную митрополитом Петром.

Из двух кандидатов на митрополитский престол, Бог выбрал достойным Самого себя. Во время шторма на Чёрном море Геронтию явилась Небесная Царица и ясно сообщила, что Ратскому игумену достанется митрополичий престол. И действительно, Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, возвысив его до достоинства митрополита всех Русей.

После возвращения на Родину в 1308 году, святитель провел около года в Киеве и затем переехал во Владимир, где была учреждена кафедра митрополита всея Руси его предшественником.

В то время было непросто. На одной стороне были конфликты и раздоры между князьями. А с другой стороны — татарское владычество. Некоторые северные правители выражали крайнее недовольство поставлением Петра на кафедру, что вызывало беспокойство и возмущение у народа.

Святитель Петр часто путешествовал и менял место жительства. Он приносил утешение, ободрение и умиротворение людям, но его главной заботой было сохранение, распространение и укрепление истинной веры.

В определенный период между Юрием Московским и Михаилом Тверским возникло противостояние из-за претензий обоих на великокняжеский трон. Митрополит Петр не мог остаться равнодушным к этой ситуации, так как она затрагивала не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, православных людей.

Митрополит Петр, руководствуясь искренней верой, принял сторону Юрия, что вызвало недовольство Михаила Тверского и его сторонников. Они обвинили святителя и передали обвинения Патриарху. Патриарх решил тщательно исследовать дело и созвал к себе Собор в Переяславле в 1311 году. Результатом исследования стало оправдание митрополита Петра.

В 1312 или 1313 году, с целью укрепления церковной и государственной поддержки, митрополит Петр совершил поездку в Орду, где встретился с ханом Узбеком. В результате встречи митрополит получил грамоту от хана, которая подтвердила права духовенства и предоставила митрополиту право судить церковных чиновников.

После смерти князей Михаила и Юрия, их сыну Михаилу был предоставлен ярлык от хана на великое княжение. Александр Тверской решил воспользоваться этой ситуацией и начал борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой (Московским). В этот раз митрополит Пётр снова отдал своё благословение на сторону Москвы.

Перенос центра деятельности в Москву

В 1325 году, по своим убеждениям и поддержке великого князя Ивана Калиты, святитель основал митрополичью кафедру в Москве.

Несколько месяцев после этого митрополит Пётр выразил желание перед великим князем о возможности постройки каменного храма в Москве, который будет посвящен Успению Божьей Матери. И зная из Откровения о своей предстоящей смерти, святитель устроил место для своего погребения в стене этого храма.

Перед уходом из жизни он утешительно обратился к пастве, зачерпнул весь мир, выразил благословение князю (в то время отсутствовавшему в городе), по-христиански прощений, и ушел к Господу, молясь на устах. Это произошло 21 декабря 1326 года.

Тело святого было уложено на кровать с большим почтением и перенесено к специально подготовленному месту.

Впоследствии после смерти великого князя с его мощами происходили множество чудес. Летописцы сообщали о том, что великий князь приказал собирать и записывать информацию о удивительных событиях, происходивших благодаря молитвам к святителю Петру.

В его наследии есть "Поучение игуменам, попам и диаконам", которое является важным учебником для монашества и духовенства.

Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 4

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4

Благоверно пожив в мире, / житием чистым просветився, / учением святительства прият паству, / апостолом наследниче. / Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Ин кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4

Явися днесь пресветлая память твоя, / святителю преблаженне Петре, / в мире светло сияющи / и являющи всем // Божественное сияние.

Тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 4

Яже прежде безплодная, земле, / ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: // святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Ин тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8

Ликуй светло, благославнейший граде Москва, / имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца, / всю Россию чудодеянии озаряюща, / той бо немощи врачует / и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога Вышняго, // тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, / днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще, / яко имея дерзновение ко Господу, / многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Книги автора

Нравственно-аскетические труды