Биография

Пётр Захарьевич Белоликов родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское, Череповецкого уезда, Новгородской губернии. Он происходил из благочестивой семьи священника Захария Ивановича и его жены Марии Ивановны Орнатской, дочери священника Иоанна Михайловича Орнатского, который был двоюродным племянником епископа Пензенского и Саратовского Амвросия.

В 1900 году, после окончания Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил своё обучение в Киевской Духовной Академии, которую успешно закончил в числе лучших в 1904 году. В своём дипломном сочинении "Отношение Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей" он исследовал догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.

В августе 1903 года, будучи студентом, он постригся монахом с именем Пимен в честь преподобного Пимена Многоболезненного из Киево-Печерской лавры.

Духовной общественности стал известен митрополит Флавиан (Городецкий), он благословил иеродаикона Пимена на их миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена посвятили в иеромонаха и отправили в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию о. Пимен познакомился с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В общей сложности, в течение своей короткой жизни, епископ посвятил девять лет миссионерскому служению. Он был призванным миссионером и быстро освоил древнесирийский и новосирийский языки, а также тюркские наречия. Епископ проповедовал среди сирийских несториан, которые приняли православие, и защищал их интересы перед персидскими властями. Кроме того, он преподавал в училище при миссии, занимался научными исследованиями, переводил раннехристианские сирийские тексты и издавал миссийский журнал "Православная Урмия".

В 1911 году игумен Пимен был назначен на должность ректора Ардонской Духовной семинарии Владикавказской епархии, а затем по должности был возведен в сан архимандрита. Он провел год в Ардоне, где трудился над духовным просвещением осетин. Однако он сожалел о том, что покинул Урмийскую миссию, и просил начальство вернуть его туда. Его просьба была удовлетворена, и он провел два последующих года как помощник начальника миссии, демонстрируя свой миссионерский талант. В это время отец Пимен начал свою переписку с известным миссионером, Святителем Николаем (Касаткиным, память 3 февраля), который работал далеко в Японии. Однако начало Первой мировой войны препятствовало продолжению этой миссии по привлечению сирийцев к Православию.

С начала 1914 года отец Пимен занимает пост ректора Пермской Духовной семинарии в Перми. Он становится близким другом и надёжной опорой для будущего святого архиепископа Пермского Андроника (память 7 июня), который очень надеется видеть отца Пимена своим викарием.

В одном из выступлений в Перми архимандрит Пимен предостерегал людей сохранять свою веру Православную и ее священные учения, чтобы воспитывать в народе душу кроткую и терпеливую, а не зверя, который принесет много бед. Отец Пимен также руководил трезвенническим движением в городе.

6 августа 1916 года в Петрограде было освящение епископа для служения на приграничной Салмасской кафедре в Персии. Преосвященный Андроник подарил ему свою панагию, которая стала незаменимой для епископа Пимена в течение следующих двух лет.

В записях о проводах Владыки Пимена из Перми, на которые собралась вся православная община Перми, говорилось: "Он был настоящим пастырем, всегда готовым помочь нуждающимся, и всегда был готов протянуть руку помощи". Когда Владыка вошел в поезд, все присутствующие на перроне люди сняли головные уборы. В оставшееся время люди пели церковные гимны.

Третий приезд в Урмию в роли епископа был полон трудностей: миссия столкнулась с финансовыми проблемами, неспособностью помочь голодающим из-за плохого урожая, и интригами со стороны других миссий. Эти события причинили Владыке много боли. Однако командующий Урмийским отрядом отметил положительное воздействие епископа на русских воинов.

Через год Владыка был призван обратно из Персии по его просьбе. После этого он был назначен викарием Туркестанским и отправлен в город Верный (современное название - Алма-Ата), где кратко создали новую кафедру по именем Семиреченскую и Верненскую. В качестве преемника на этой кафедре, Владыка прибыл в свой кафедральный город Верный, который был центром Семиреченской области, 11 октября 1917 года.

38-летний епископ возобновил народные чтения и беседы, поясняя современное положение в России. Он высказывал сдержанные мнения о Февральской революции и, когда большевики пришли к власти, был обречен на гибель из-за своей активной поддержки монархии. Даже сами большевики признавали его авторитет, боясь «двоевластия» в Семиреченске. Он усердно работал над улаживанием конфликтов между различными социальными группами и противился декрету о гражданском браке, а также отстаивал преподавание Закона Божия в школах. Часто проводил время с детьми и организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года он активно противился изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.

Святитель, несущий ответственность перед Богом за всю общину Семиречья, оказывал поддержку и утешение раненым с обеих сторон в гражданской войне. Однако, он также высказывал христианское осуждение новой власти за беззаконие в газете "Свободное слово", которая издавалась в Китае, в Кульдже, и тайно распространялась в Семиречье. Он также поддерживал Белое движение и призывал народ к участию в нем, высказывая аналогичные взгляды в своих открытых проповедях и призывая к молитвам за "избавление от врага".

В августе 1918 года он узнал о казни Государя и раскритиковал это преступление с амвона Архиерейской церкви. Вопреки распространению зла, он оставался одиноким в своем протесте. Его чистота нрава, сильная воля, ум и интеллект ученого, стали рядом с привычкой к труду и любовью к прекрасному, а также ораторским талантом, при полном отсутствии желания проявлять себя внешне. Его аскетический образ жизни, который он вел, живя близко к офицерам Кавказского фронта, говорил о глубине его духа.

Владыка был арестован вечером 3 (16 н. ст.) сентября 1918 года в своем доме, куда он вел занятия детского духовного кружка. Красноармейцы из карательного отряда Мамонтова ворвались в его покои и, после унижений и оскорблений, потребовали увезти его с собой. Владыка, после некоторых сомнений, подчинился и был увезен на тачанке в загородную рощу Баума. Бойцы карательного отряда долго не решались выстрелить в Святителя, но в конце концов выстрел в упор из револьвера прозвучал от известного в городе бандита, служившего в городской милиции. Владыка упал с лошади и сломал ногу.

Духовенство, которое было ответственно за звон колоколов в отсутствие Владыки, не выполн

В городе произошел митинг, на котором требовали выдачи тела убитого епископа, в результате чего произошла демонстрация протеста, разогнанная с использованием оружия. На следующий день дети, собиравшие орехи в роще, обнаружили тело епископа на поляне. Тело было тайно погребено в парке рядом с кафедральным собором в склепе генерал-губернатора. На месте, где было тело, ранее был красный мох, а теперь стоит гранитный обелиск.

В 1999 году возле кафедрального собора и недалеко от захоронения святых останков был построен Храм-крестильня, который был назван в честь святого мученика Пимена.

12 октября 1997 года, святой был канонизирован как местночтимый в Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви. В августе 2000 года, его причислили к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Биография перефразирована с использованием языка лингвистики и богословия, чтобы сделать текст грамотным и простым. Измененный текст: Биография - это описание жизни человека, включая информацию о его рождении, образовании, карьере, достижениях и других заметных событиях. Это представление основных моментов из жизни человека, поданное в порядке хронологической последовательности. Подготовка биографических текстов требует внимательного изучения материалов, связанных с жизнью и деятельностью человека, их анализа и систематизации, а также грамотного изложения полученной информации.