Биография

Известный лингвист и богослов Павел Симонович Фивейский родился 18 июня 1803 года в семье священника церкви с. Чанок, Коломенского уезда. Он получил высшее образование в Московской Духовной Академии, где окончил курс в 1834 году со степенью магистра. После этого он преподавал в академии и работал библиотекарем.

В 1834 году, 8 сентября, он вступил в монастырь, а с 1841 года занимал должность инспектора в Академии. В этом же году его повысили до архимандрита, а в 1842 году он стал ректором Казанской Семинарии, а затем был переведен в Орловскую. В апреле 1844 года, из-за плохого здоровья, он покинул священную службу и сначала находился в Виленском Свято-Духовом монастыре, а затем перешел в Подольскую епархию. В 1847 году его назначили ректором Тамбовской Семинарии и настоятелем Козловского Троицкого монастыря, а в конце 1852 года его перевели во Владимирскую Семинарию и Троицкий Даниловский монастырь.

24 мая 1856 года Платон был посвящен в епископа Старорусского и стал викарием Новгородской епархии. В июле этого же года он был назначен епископом Ревельским и викарием Петербургской епархии. В 1857 году он возглавил Костромскую и Галицкую епархии. В 1868 году он был высвящен в архиепископы.

12 мая 1877 года произошло его ушествие от нас, и его тело было помещено в крипту Успенского кафедрального собора в городе Кострома.

Преосвященный Платон оставил значительный след в истории своей Костромской епархии. Он отремонтировал Ипатский монастырь, восстановил Богоявленский мужской монастырь после пожара 1847 года, расширил кафедральный собор и приобрел новый дом для Семинарии, новый дом для консистории. Он также построил новый Солениковский архиерейский дом и многочисленные церкви. Преосвященный Платон охватил попечением все аспекты епархиальной жизни.

В своей работе в области приходского пастырского служения преосвященный обязал благочинных и причты предоставлять ему специальные отчеты о жизни прихода при личном посещении им приходов; подготовил руководство для приходского духовенства под названием "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния"; разработал правила о порядке хранения и расходования церковных сумм, а также о строительстве и ремонте церквей и других церковных зданий; внёс запрет на отлучение духовенства из своих приходов во время Великого поста; опубликовал пастырское послание в 1863 году, посвященное жизни духовенства, пастырскому учению и взаимодействию с прихожанами, а также руководство для священников, работающих с заключенными, и пастырское слово к проповедникам Слова Божия в 1868 году.

На основании указа Святого Синода о необходимости бдительного отношения архиереев к раскольникам с целью предотвращения конфликтов, преосвященный Платон в 1858 году опубликовал работу "Некоторые соображения о расколе и способе действия на него", а также "О мерах к предупреждению и ограничению раскола и к обращению в недра священной Церкви заблуждающихся". Он также разработал специальную форму для доклада при обходе епархии священниками, у которых в приходах проживали раскольники, а также программу для сбора статистических данных о расколе в приходах. В дальнейшем он обратился к раскольникам с особым посланием, призывающим их к возвращению в обитель Святой Церкви.

В своем стремлении просветить паству, Платон предоставил духовенству подробные инструкции о местных святынях и утвердил 20 цензурных комитетов в различных местах епархии. Он также планировал издание "Епархиальных Ведомостей", хотя это предложение так и не было реализовано. Кроме того, он выступил с инструкциями для депутатов, назначенных епархиальным начальством для присутствия на испытаниях учеников по закону Божию в светских училищах, и разработал особую программу обучения для церковных школ. Он также утвердил правила отчетности по надзору за преподаванием закона Божия в народных учебных заведениях в соответствии с положениями 1867 года.

Платон также занимался проведением проекта общества взаимного страхования для помощи духовенству в обеспечении жизненных нужд. Он также разрешил строительство жилых домов для церковных духовных лиц за церковные средства. Кроме того, он улучшил управление различными благочиниями и издал строгие правила по сохранению церковного имущества, контролю над учениками духовных учебных заведений, унификации учета церковных доходов и расходов, и другие меры. Его работа не была заметной на глобальном уровне, но оказалась очень эффективной и плодотворной. В Костроме Преподобный Платон был запомнен как мудрый и энергичный архиерей, который смог значительно улучшить дисциплину среди духовенства епархии.

Преосвященный Платон оставил после себя целое литературное наследие, включая такие произведения, как "Православное нравственное богословие" (Москва, 1854), "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния" (Кострома, 1859 и Москва, 1861, 3-е издание Москва, 1896), "Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви" (Кострома, 1869, 3-е издание Москва, 1872), "Собрание нескольких слов, поучений и речей" (Кострома, 1869, 2-е издание Москва, 1870), и "Краткое православное учение о вере и нравственности христианской" (Москва, 1892).

, бывший ректор Виленского университета и член Литовского Католического Консистории, известен как выдающийся богослов, лингвист и писатель. Он изучал философию, теологию, литературу и лингвистику в различных университетах, включая Краковский и Варшавский университеты. Во время своей академической карьеры он публиковал множество статей и книг по богословию и лингвистике, сфокусированных на изучении католической теологии и истории литовской лингвистики. Его работы внесли значительный вклад в развитие богословия и лингвистики.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов