Порфирий (Успенский), епископ
Биография
В миру - Константин Александрович Успенский, был сыном соборного псаломщика г. Костромы. Первоначальное образование получил в Костромском Духовном Училище и Костромской Семинарии, высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии (1829 г.). перед окончанием курса был пострижен в монашество; 18-го сентября получил степень кандидата, 20-го был рукоположен в сан иеродиакона и 25-го сентября — иеромонаха.
Прослужил около 10 лет в разных учебных заведениях России (законоучителем во 2-м Кадетском корпусе, профессором богословских наук в Одесском Ришельевском Лицее, ректором Одесской Духовной Семинарии).
С 20-го мая 1833 года - архимандрит.
1-го мая 1834 был назначен настоятелем Одесского Успенского монастыря, с 15-го ноября 1840 г. - настоятелем церкви при Императорской российской миссии в Вене. В конце 1842 г. командирован на Восток для ознакомления с нуждами православия в Палестине и Сирии. Назначение это, а затем последующая командировка на Восток в звании начальника первой русской духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.) и, в связи с этим, неоднократные путешествия его по разным восточным монастырям и местностям, изобилующим памятниками старины, определили характер научной деятельности ο. Порфирия.
Деятельность эта была весьма разностороння и плодотворна: при жизни преосвященного Порфирия издано свыше 70-ти ученых трудов (исследований и материалов). Будучи человеком широко образованным, хорошо знавшим классические и новые языки, обладая пытливым умом и неутомимой энергией, ο. Порфирий совмещал в себе много данных для успешного изучения прошлого и современного состояния Востока. Этим объясняется как обилие собранного им материала, так и вдумчивая обработка его, выразившаяся в целом ряде ценных, иногда даже капитальных произведений. Этим объясняется и поражающая знакомых с печатными и рукописными трудами преосвященного Порфирия многосторонность охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическое обилие делаемых им сообщений и изысканий по поводу означенных предметов. Богословие, философия, история, юриспруденция, архитектура, ваяние, живопись, даже медицина, — ничто не ускользало от пытливого ученого, погруженного в архивную пыль. Вдумчивый и тонкий ценитель виден в нашем ученом и при его рассуждениях о современном ему положении православия на Востоке.
Впоследствии, после многолетних трудов, он возведен был в сан епископа Чигиринского с званием викария Киевского митрополита (5-го февраля 1865 г.), состоял настоятелем Киево-Михайловского монастыря. Но самостоятельной кафедры, несмотря на не раз выражаемое желание, ему не удалось получить. Без сомнения, это объясняется некоторыми оригинальными воззрениями преосвященного, шедшими вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены у нас Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительною постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты, и т. п.
Немало мешала успехам преосвященного Порфирия на служебном поприще и его административно-служебная деятельность даже в тех скромных пределах, в каких предоставлена она киевским викариям. Старым киевским академистам известно, какой переполох в среде корпорации Киевской Духовной Академии произвела порученная ему ревизия означенной Академии. Преосвященный Порфирий, ревизуя это учреждение, прилагал к нему излюбленные свои desiderata о постановке преподавания в наших духовно-учебных заведениях и в своем отчете строго раскритиковал преподавание почти всех академических профессоров. Покойный ректор Академии архимандрит Филарет был очень встревожен этим и пригласил профессоров на совещание. Здесь было решено в объяснительной записке по поводу отчета указать на те вопросы, какие предлагались преосвященным Порфирием при экзамене студентов. А так как некоторые из этих вопросов были крайне неудобны (напр., «законно ли у нас существование Св. Синода?»), то пришлось уже встревожиться митрополиту Арсению, очень любившему о. Порфирия. Вследствие чего последний, по усиленному настоянию митрополита, должен был переделать свой отчет, имевший быть отосланным в Св. Синод. Многим из киевского духовенства хорошо еще памятны резолюции владыки Порфирия на журнальных постановлениях местной Консистории. Некоторые из них чересчур своеобразны и даже по форме не всегда удобны. Отказ дьячку перейти в другой приход делается в таких выражениях: «бегать от колокольни до колокольни не следует». На прошении прихожан иметь другого священника полагается резолюция: «два кота в одном мешке передерутся». Желание одного священника поменяться приходом с другим отклоняется резолюциею: «иереи не цыгане, а церкви не кобылы» и т. д.
К характеристике преосвященного Порфирия, как человека, следует прибавить, что он был большой патриот; в ряду же политических его чаяний заветнейшим чаянием было объединение всего славянского мира («вечное заодно под сению креста и русского орла»).
При жизни о. Порфирий не успел обнародовать результаты всех своих наблюдений и изысканий. Смерть застигла его с пером в руках, и приближение ее маститый архипастырь предчувствовал. По достоинству оценивая важность добытых им долгим и тяжелым трудом сведений, он завещал все свои бумаги Императорской Академии Наук, причем отказал ей на предмет издания своих трудов почти весь свой капитал, в количестве 24 тысяч рублей. Весьма ценная в научном отношении коллекция икон (абиссинских, сирийских, грузинских, греческого письма) пожертвована преосвященным Порфирием в Церковно-археологический Музей при Киевской Духовной Академии.
Скончался владыка Порфирий 19-го апреля 1885 года в Москве, куда переведен был из Киева в начале 1878 г. с назначением членом Московской Синодальной Конторы и настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря, где он и был погребен.
Проф. С. Голубев