Биография

Появился на свет в семье государственного служащего.

Закончил обучение в Саратовском духовном училище и Саратовской духовной семинарии в 1889 году. Принимал участие в диспуте с представителями Старообрядчества. С сентября 1889 года работал помощником миссионера при Братстве Святого Креста в Саратовской епархии.

В 1890 году, после свадьбы, он был посвящен в диаконы. Годом позже он был посвящен в священники и начал служить в Михаило-Архангельском храме в селе Широкий Буерак Хвалынского уезда.

С 1894 года он был активным миссионером епархии в Самаре.

Он организовал первые в России епархиальные миссионерские курсы в 1897 году. Он также собрал популярное пособие для бесед со старообрядцами и участвовал в ежегодных встречах с ними на Нижегородской ярмарке. В 1901 году он стал членом Самарского епархиального училищного совета, а в 1903 году был назначен благочинным единоверческих храмов.

В 1906 году он был членом 4-го отдела Предсоборного присутствия.

В 1908 году он был участником IV Всероссийского миссионерского съезда.

С 1909 года начиная с марта он стал настоятелем Витебского Рынково-Воскресенского храма и был назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории.

С 1910 года он занимал должность оренбургского епископского миссионера по борьбе с раскольниками.

С начала 1911 года он был священником. В 1912 году он был делегатом на Первом Всероссийском съезде единоверцев. В 1913 году его жена умерла, и у него остались двое детей - Маргарита и Владимир.

14 декабря 1914 года в Оренбурге было освящение в архиерея Кустанайской епархии, который был вторым вице-епископом Оренбургской епархии. Церемонию освящения провели епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий (Прозоровский). С 1915 года он был редактором неофициальной части "Оренбургских епархиальных ведомостей".

С 24 марта 1916 года он был назначен епископом Челябинским и стал первым викарием Оренбургской епархии. В июне 1916 года он принял участие в торжествах, посвященных канонизации митрополита Иоанна Тобольского.

С марта по ноябрь 1917 года он временно возглавлял Екатеринбургскую епархию вместо уволенного Временным правительством епископа Серафима (Голубятникова), который отказался принять Февральскую революцию.

Участник Поместного собора 1917-1918 годов в Москве, принял участие во всех трех сессиях и занимал различные должности в Соборном епископском совете. Важную роль сыграл в обсуждении вопроса о том, кто должен руководить епархией - епархиальный собор или епархиальный архиерей. Выступая за первый вариант, он подчеркнул, что власть епископа должна проявляться не в господстве, но в пастырско-отеческом руководстве всей жизнью Церкви, при участии клира и мирян.

С 19 марта 1918 года и до своей смерти он занимал должность епископа Полоцкого и Витебского.

22 апреля 1918 года он был назначен епископом Старицким и стал викарием Тверской епархии.

С 1918 года он возглавил Тверскую епархию как временный управляющий, а с 1919 года стал епископом Тверским и Кашинским.

В 1920 году подвергся аресту со стороны Тверской ГубЧК, однако уже через несколько дней был освобожден.

С 1920 года он был утвержден в качестве члена Священного синода.

4 апреля 1922 года в Москве произошло его арест за «сопротивление изъятию церковных ценностей», в результате чего он был отправлен во внутреннюю тюрьму ГПУ. С июня 1922 года по февраль 1923 года он находился в Бутырской тюрьме. После освобождения он жил в Москве, но не имел права покидать город и посещать Тверскую епархию.

В 1922 году он был посвящен в архиепископы. По словам епископа Геврасия (Малинина), в сентябре 1923 года в Донском монастыре проходило совещание, на котором обсуждались вопросы переговоров с обновленцами и подготовки совместного Поместного собора. 27 епископов, приближенных к патриарху Тихону, присутствовали на совещании, где архиепископ Серафим убеждал их в необходимости уступок ради мира с обновленцами. Он предлагал, чтобы сам Патриарх отказался от своей должности, чтобы впоследствии быть восстановленным обновленцами. В конце своего выступления архиепископ Серафим подчеркнул важность участия архиепископа Феодора (Поздеевского) на совещании, так как тот был авторитетным ученым и популярным святителем в Москве.

Известен был своим частым и последовательным общением с ГПУ. Митрополит Петр (Полянский) указывал на этот факт в письме от 14 января 1926 года к Евгению Тучкову, где он утверждал, что частые визиты митрополита Серафима в ГПУ были толкованы народом в его невыгоду, и что его даже "народная молва прозвала 'Лубянским митрополитом'". В мае 1924 года бывший обер-прокурор и ближайший союзник патриарха Тихона, Александр Самарин, писал руководству РПЦЗ и утверждал, что введение такого человека, как Серафим, с запятнавшим себя сотрудничеством с ГПУ, было нужно для дискредитации патриарха Тихона.

В 1924 году он стал митрополитом Тверским и Кашинским, но в декабре 1925 года был арестован в Твери. Однако вскоре его освободили.

С 18 мая 1927 года он был постоянным членом Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии, что продолжалось до мая 1935 года, когда произошла "самоликвидация".

С 15 июня 1928 года он занимает должность митрополита Саратовского.

C начала августа 1933 года он занимал должность митрополита в Казани и Свияжске.

В 1933-1934 годах проводилась работа по регистрации изменений в среде архиереев. Список, составленный в 1934 году, обладает значительной полнотой, но в нем не упомянуты пять православных российских епископов. Из них последний, вероятно, не был упомянут из-за смерти. Интересно, что в этот список включены «непоминающие» епископы, в том числе те, кто был радикально настроен и отрицал благодатность совершаемых в «сергиевской» Церкви таинств. Однако в списке отсутствуют те, кто был в расколе обновленцы и григориане, даже те, кто был поставлен до участия в расколе. Из этого можно сделать вывод, что составители списка, несмотря на запреты в отношении «отделившихся» де-факто признавали их полноценными, благодатными архиереями, в отличие от григориан и обновленцев. Такое понимание и сегодня поддерживается Русской православной церковью.

26 декабря 1935 года он был удостоен права проведения богослужения с крестом.

15 ноября 1936 года был уволен и ушел на пенсию.

20 ноября 1936 года задержан в резиденции архиепископа. 27 февраля 1937 года по решению Особого совета Народного комиссариата внутренних дел был приговорен к 3 годам ссылки в Северный Казахстан за оказание помощи преследуемым священникам. Его отправили в город Кустанай. 26 ноября 1937 года по решению тройки Народного комиссариата внутренних дел по Северо-Казахстанской области он был приговорен к расстрелу за "антисоветскую агитацию" и 2 декабря был казнен на территории, принадлежащей современной Кокшетауской и Акмолинской епархии.

В 1989 году ему было восстановлено право на репутацию и честь.