Биография

Информации о жизни Серапиона сохранилось очень мало. По Воскресенской летописи, в 1274 году митрополит Кирилл назначил его епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода. На следующий год Серапион скончался. Летопись отмечает, что он был особенно образован и начитан в духовной литературе, а также был известным проповедником.

В текстах о нем он описывается как "святой, преподобный и блаженный". В древних рукописях его также называют святым.

Епископ Серапион был истинно милосердным и заботливым пастырем. Несмотря на то, что он занимал пост епископа на Владимирской кафедре всего один год, он смог принести много пользы своим прихожанам. Источник, живший в то время, пишет: "Он был одним из тех руководителей церкви, которые искренне заботились о своем стаде, внимательно относились к его нуждам и старались исцелять его раны".

Ему принадлежит пять важных поучений. Первые три из них посвящены тому, как было описано татарское нашествие, с грустью о бедствиях родной земли, но в то же время он сознает, что они посланы Богом в наказание за грехи людей и для исправления народа. Четвертое и пятое поучения раскрывают два явления русской жизни, порожденные суеверием: испытание ведьм посредством воды и выкапывание из могил похороненных самоубийц. Он допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только если люди в них верят. Поэтому проповедник упрекает слушателей в вере в волхвование. Далее он обвиняет их в том, что они хотят поставить свидетелем бездушную стихию — воду в вопросе о жизни и смерти. В пятом поучении владыка старается связать разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивают причину в погребении самоубийц, с человеческими пороками, за которые Бог карает.

Святитель Серапион известен своей простотой изложения, которая не мешает его речи быть образной, поэтичной, сильной и одушевляющей.