Биография

В семье преподавателя Донской духовной семинарии Леонтия Епифановича родился в городе Новочеркасске Донской области.

В 1900 году завершил обучение в Новочеркасском духовном училище, а в 1906 году получил диплом Донской духовной семинарии.

В период с 1906 по 1910 год он получил образование в Киевской духовной академии, где он успешно закончил обучение и получил степень кандидата богословия за свою работу о преподобном Максиме Исповеднике. Он также имел право защитить магистерскую диссертацию без сдачи экзамена.

В 1910/11 учебном году он занимал позицию штатного профессорского стипендиата в академии, где готовился к преподаванию истории древней Церкви.

25 июля 1911 года назначен преподавателем Киевской духовной академии по курсу патрологии, занимая должность исполняющего обязанности доцента с 16 августа 1911 года.

В период с 1913 по 1918 год проводил уроки исследования, преподавал лекции по патрологии в КДА, а также начал преподавать греческий язык с 10 октября 1917 года.

Он был участником Братства Богоявления при Киевской духовной академии, предназначенного для оказания поддержки сотрудникам и студентам этого учебного заведения.

В 1913 году было защищено магистерское диссертационное исследование под названием "Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения" объемом в три тома. Работа получила высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина. Современники считали его идеальным примером православного церковного ученого - синтезом «дидаскала» и подвижника. Его увлечениями были только две вещи - библиотека и храм, подобно великим каппадокийцам в Афинах.

Его научная карьера развивалась в тесном взаимодействии с ведущими учеными православной церкви. Он поддерживал переписку с такими известными учеными, как профессор Казанской духовной академии (КДА) и Казанской духовной семинарии (КазДА), архиепископ Чистопольский Анатолий (Грисюк). Он также сотрудничал с профессором Московской духовной академии (МДА) иером. Варфоломеем (Ремовым), А. И. Бриллиантовым, Н. Н. Глубоковским, Ю. А. Кулаковским, протоиереем К. С. Кекелидзе, протоиереем Тимофеем Лященко, а также с рядом зарубежных исследователей, включая профессора М. Д. Муретова. Перед своей смертью его близко общение с профессором Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) Н. И. Сагардой. Из сохранившихся писем видно, что одной из основных целей этих контактов был обмен редкими научными изданиями и первоисточниками из-за рубежа, необходимыми для его исследований.

Во время Первой мировой войны и после революционных событий продолжал заниматься научной и преподавательской работой, несмотря на сложные условия и проблемы с доступом к литературе. Отказался от приглашения переехать в Казань по приглашению епископа Анатолия (Грисюка), профессора и ректора Казанской духовной академии. В 1918 году был утвержден в звании доцента и избран экстраординарным профессором Киевской духовной академии.

28 сентября 1918 года он ушел из жизни после продолжительной болезни.

Оценки

Один из ведущих отечественных исследователей патристики в конце XIX - начале XX века, чье наследие остается значимым и по сегодняшний день, несмотря на небольшое количество опубликованных работ. Он был экспертом не только в первоисточниках, но и во всей тогдашней научной литературе по патристике и церковной истории, в основном западной. Тем не менее, он был образцом самостоятельно мыслящего ученого в рамках Предания Церкви. Его современник, А. Прахов, отмечал, что, за исключением работ знаменитого Болотова, он проявил "беспримерную в русском богословии самостоятельность работы".

В своей магистерской диссертации, которая сохранилась только частично в рукописи, и в двух книгах, основанных на этой диссертации: "Преп. Максим Исповедник и византийское богословие" (1915) и "Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника" (1917), автор впервые в русской церковной науке представил учение преподобного Максима в самом полном объеме как целостную богословскую систему и результат синтеза византийского святоотеческого богословия. Он также поместил его учение в контекст исторической эпохи и богословской мысли периода христологических споров (V-VII века). Диссертация учитывает и освещает практически все доступные отечественные (не менее 10) и зарубежные (не менее 30) научные издания, имевшие отношение к преподобному Максиму и к византийскому богословию V-VII веков в целом. Автор проводит подробный (в том числе сравнительный) анализ различных житийных и других церковно-исторических источников и на их основе осуществляет реконструкцию хронологии жизни и произведений преподобного Максима, включая обзор всех его сочинений, а также их многочисленных отрывков в других источниках.

Один из ведущих ученых в России, изучавших творчество святого Максима Исповедника, написал обширное трудное исследование о его жизни и учении, которое состоит из трех томов магистерской диссертации.

Книга "Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие" представляет собой введение ко второму тому диссертации Книги "Материалы к изучению...", которая, по мнению современников, имела значительное значение для патрологической науки не только в России, но и за рубежом. В первую очередь она была оценена как сборник и публикация грекоязычных произведений, которые были атрибутированы Преподобному Максиму. Для этого автор лично выписывал фотокопии рукописей из около 10 библиотек мира. Особое внимание уделялось аутентичности этих произведений, большинство из которых не были включены в «Патрологию» Ж. П. Миня. Кроме того, был проведен текстологический анализ древних рукописей схолий на «Ареопагитики» в результате которого был вынесен вывод об их лишь частичной принадлежности Преподобному Максиму, а большую часть можно отнести к Иоанну Скифопольскому (VI век). Также были опубликованы четыре главных греческих житийных источника жизни и деятельности Преподобного Максима.

Епифанович представил преподобного Максима Исповедника как выдающегося мыслителя и важное звено в традиции Церкви. Он провел полную реконструкцию учения Максима, раскрывая его многосторонний подход к богословию, включая учение о Боге, учение о Троице, космологию, антропологию, учение о грехопадении и спасении, учение о Духе Святом, аскетику и эсхатологию. По словам Ж. К. Ларше, Епифанович первым высоко оценил сотериологическую идею обожения как центральной и основополагающей для учения Максима.

Автор серии лекций по доникейской патрологии.

Его конспекты лекций о патрологии I-III веков до нашей эры сохранились. В числе его оригинальных идей в методологии патрологии было отрицание того, что присвоение титула "учитель Церкви" церковным авторам (таким как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Ориген, Тертуллиан и другие), которые допускали ошибки в своих работах, было некорректным и несправедливым. Он предложил вместо этого называть всех тех, кто не относится к числу святых отцов, "писателями церковными" (ecclesiastici scriptores).

В качестве переводчика, он продолжил работу, начатую в 1830-х годах прот. Г. П. Павским (ХІХ в.) по переводу "Вопросоответов к Фалассию" преподобного Максима Исповедника, издав 25 из 65 «Вопросоответов» (1916-1917).

Его научные публикации в основном представляют собой обширные обзоры выходящих книг по патрологии и церковной истории (ТКДА. 1913-1916). В этих работах он показал себя как эксперт в международных научных изданиях и ученый, стремящийся к детальному и тщательному историческому, концептуальному и библиографическому анализу.

Профессор А.И. Сидоров описывал его следующим образом:

Особо следует сказать о С.Л. Епифановиче — ученом, не дожившем и до 32 лет. После его смерти все близкие ему люди сходились в мнении, что «это был подвижник и науки, и веры. О нем говорили, как о Григории Богослове с Василием Великим в их бытность для образования в Афинах, что он знал две дороги: в Академию и храм». Перед своей кончиной этот «светский схимник», по выражению одного из друзей, смиренно оценивал свои научные работы так: «Много было толков, но как мало сделано. Есть кое-что из написанного, но все это не окончено, а потому и значения никакого не имеет», — «Там доучусь!» — произнес как-то больной окидывая прощальным скорбным взором свои обремененные книгами полки». Действительно, в чисто «количественном» отношении Сергей Леонтьевич успел сделать немного: его магистерская диссертация о прп. Максиме Исповеднике, почти уже готовая, так и не увидела свет, а переводы творений прп. Максима прервались, едва начавшись. Однако и две выдержки из диссертации С.Л. Епифановича, вышедшие отдельными выпусками, — «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» — составляют целую эпоху в истории русской патрологической науки. Недаром в рецензии на первую книгу А. Прахов говорит, что она, по своему глубинному проникновению в суть богословия прп. Максима, обнаруживает, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы». Подобное сравнение с В.В. Болотовым С.Л. Епифанович, несомненно, заслужил. Его рукописный курс патрологии подтверждает необычный Божий дар у почившего в Бозе молодого профессора, с рвением первохристианских «дидаскалов» исполнившего свое церковное служение на земле.

Сочинения

  • По поводу книги М. Ф. Оксиюка: Эсхатология св. Григория Нисского. Киев 1914.
  • Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915. М., 1996;
  • Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917;
  • Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, чит. студентам КДА в 1910-1911 гг.: 3 ч. / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. Серг. П., 1951. Маш.;
  • Максим Исповедник, прп. «Вопросоответы к Фалассию»: Пер. с коммент. // БВ. 1916-1917 (переизд.: Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Т. 2);
  • Библиографическая заметка на кн. свящ. Д. А. Лебедева «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру, еп. Фессалоникскому». СПб., 1911 // ТКДА. 1913. Янв. С. 126-168;
  • Св. Александр Александрийский и Ориген // ТКДА. 1915. Сент.- нояб. С. 245-283;
  • Псевдо-Евлогий // ТКДА. 1917. Янв.- февр. С. 132-143 (переизд.: Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Прил.: Псевдо-Евлогий. С. 167-176).
  • Лекции по патрологии. "Воскресение", М. 2010.