Биография

Юношеские и молодые годы

13 января 1900 года в Москве появился на свет ребёнок в семье православного священника Иосифа Фуделя, который тогда служил при Бутырской тюрьме, и Емельяновой Евгении Сергеевны.

В своем детстве он был вовлечен в религиозные обряды и обучение христианским ценностям, так как его отец был священником. Он регулярно посещал церковь, молился и изучал основные принципы веры, культуры и нравственности.

Когда С. Фудель достиг совершеннолетия, его отправили учиться в московскую гимназию, где он успешно завершил обучение в 1917 году.

В окружении священника Иосифа Фуделя было много известных мыслителей своего времени, таких как философы Василий Розанов и Константин Леонтьев, а также отец Павел Флоренский. Вероятно, мировоззрение Сергея было оказано влияние этими людьми.

С прошествием времени Сергей принял решение продолжить свое образование после окончания гимназии, поступив в Московский университет на историко-филологический факультет.

Деятельность С. Фуделя в послереволюционный период

Сергей Иосифович не смог закончить университет из-за двух революций, Февральской и Октябрьской, которые потрясли страну и привели к краху многих государственных и общественных институтов.

Сергей, как и многие другие студенты, был вынужден прервать свое обучение.

В результате жестких политических репрессий, проводившихся властями, искренний верующий С. Фудель также был арестован и заключен под стражу в июле 1922 года. Его арест был связан с участием в антиобновленческой деятельности, которая привлекла внимание властей.

Движение обновленцев не следовало традициям Церкви, оно возникло в период революционного хаоса и стремилось к радикальным изменениям внутри Церкви. Обновленцы поддерживали новое правительство и отличались от более консервативной части Православного духовенства в глазах светских властей. Их было легче контролировать и договариваться с ними, они были ближе и понятнее для властей.

Противостоя новаторскому разделению церкви, Сергей Иосифович объяснял людям, почему такое явление представляло опасность. Вместе с единомышленниками он лично размещал листовки по этому вопросу.

В 1923 году он был обвинен по статье 58 Уголовного Кодекса и отправлен в Зырянский край, в Усть-Сысольск.

Вера Максимовна, жена Сергея Иосифовича Сытина, последовала за ним в святой брак. Свадебная церемония состоялась в доме ссыльного владыки Афанасия (Сахарова) и была проведена тремя архиереями: епископом Афанасием, архиепископом Фаддеем (Успенским) и епископом Николаем (Добронравовым). Для венчания были использованы венцы изготовленные из ивовых прутьев.

Впоследствии Сергий Фудель присоединился к кругу самых близких сторонников владыки Афанасия.

"В 1933 году С. И. Фудель был арестован во второй раз по той же статье и отправлен в ИТЛ в городе Вель."

С в 1934 по 1941 годы семья Фуделей проживала в городе Загорске. Несмотря на трудности и опасности, они предоставили убежище архимандриту Серафиму (Битюгову), который был гоним в те годы.

В 1941 году С. Фудель был призван на фронт во время Великой Отечественной войны. Он служил в звании рядового солдата в подразделении, ответственном за охрану военных грузов до конца войны.

Послевоенные годы

После Второй мировой войны С. И. Фудель снова привлек внимание правоохранительных органов. В 1946 году его арестовали по обвинению в связях с отцом Алексием, священнослужителем катакомбной Церкви, который был в браке с сестрой Н. Голубцова, с которым С. Фуделя связывали дружеские отношения.

По решению суда, Сергей Иосифович был отправлен в ссылку, сначала в Минусинск, а затем в село Большой Улуй на территории Красноярского края.

После возвращения из мест отбывания наказания в 1952 году, он основал свой дом в Загорске. Однако из-за закона, запрещающего уголовным и политическим преступникам проживать в Московской области, ему пришлось искать новое место жительства.

Семья Фуделей решила осесть в небольшом городке Лебедянь, где они прожили некоторое время, прежде чем переехать в Усмань в Липецкой области. Здесь они приобрели дом, и здесь, после долгих часов размышлений, автор завершил работу над своим известным произведением "Путь отцов".

В 1958 году С. И. Фудель переехал в Покров (Владимирская область), где он продолжил заниматься писательской деятельностью.

В дополнение к этому он занимался переводами, так же как и его супруга. С. И. Фудель имел хорошее знание семи языков, а его жена владела пятью. Занятие переводами помогло им поддерживать семейный бюджет, так как их пенсии были очень скромными.

В последние дни жизни у С. Фуделя начали ослабевать силы. 6 марта 1977 года он потерял сознание и перестал реагировать на окружающее, не пил и не ел. Однако, когда ему были поднесены Святые Дары, он их принял и потребил.

В последнюю ночь земной жизни Сергея Иосифовича его супруга и сын поочередно читали из Псалтири. Ближе к утру он слегка задремал, но его мать разбудила, чтобы сообщить, что отец уходит. Дыхание умирающего становилось всё слабее, и в конце концов его сердце перестало биться. Это произошло 7 марта, на рассвете.

В день отпевания, 8 марта, не удалось найти машину, чтобы отвезти тело в церковь, поэтому гроб был помещен на две детские сани и так доставлен в храм. Отпевание произошло на следующее утро с участием двух священников.

На похороны С. И. Фуделя собралось большое количество людей. После того, как были прочитаны молитвы и отпевание, процессия сопровождала его до городского Покровского кладбища, где его тело было погребено под землю под песнопениями и молитвами.

Интересные факты

  • Венчали Сергея Иосифовича и Веру Максимовну Сытину три архиерея: два епископа — Афанасий (Сахаров), Николай (Добронравов) и архиепископ Фаддей (Успенский).
  • С. И. Фудель был одним из любимых писателей Александра и Натальи Солженицыных.
  • Рукопись «Наследство Достоевского» готовили к печати Людмила Ивановна Сараскина и Никита Алексеевич Струве.
  • С. И. Фудель знал семь языков, его супруга, Вера Максимовна, — пять. Благодаря этому писатель мог подрабатывать репетитором и выполнять переводы для Издательского отдела  Московской Патриархии.