Биография

Детские и юношеские годы

Симеон Новый Богослов родился в богатой семье провинциальных дворян в 949 году в местечке Галати в Пафлагонии, которая находится в Малой Азии.

Родители стремились обеспечить сыну достойное образование, поэтому, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец отправил его в Константинополь. Он планировал, что после обучения Симеон будет работать на государственной императорской службе.

Дядя Василий, человек с влиятельным положением при дворе, обещал помочь своему племяннику и представить его государю. Однако молодой человек не был заинтересован в строительстве успешной карьеры. Он закончил среднюю школу, но не стал получать высшее образование, несмотря на наличие такой возможности.

В это время под влиянием духовной литературы Симеон уже желал посвятить себя Богу. Однако, он стал сталкиваться с вопросами: "Как это сделать? Какие шаги предпринять?" Симеон начал искать святого человека, который мог бы наставить и направить его по нужному пути. Его окружение не всегда понимало его желание вступить на такой путь. Некоторые говорили ему, что такого святого, которого он ищет, не существует, и что он его ни за что не найдёт. Несмотря на это, Симеон продолжал молиться и взывать к Богу о помощи.

В конце концов, искомый праведник, пожилой монах из Студийской обители, был найден им. Он также называл себя Симеоном. В начале своей жизни Симеон жил как обычный человек, но регулярно обращался за советом к своему духовному отцу. С годами он все больше углублял свою духовность и стал постоянно заниматься молитвой. Однажды, во время ночной молитвы, он испытал необычайное свечение, которое наполнило его несказанной радостью. Считается, что в это время Симеон стал свидетелем Божественного света.

После периода вдохновения религией, как и многие другие, Симеон столкнулся с угасанием веры и вернулся к обыденной жизни. Однако благодаря молитвам старца, он удерживался от грязных и бесстыдных греховных поступков и желаний. Таким образом, Симеон прожил несколько лет.

Монашеская жизнь

В конце концов, при поддержке Всевышнего, Симеон принял окончательное решение отказаться от мирской жизни и вступить в монашеское братство.

Поступив в монастырь, он встретил здесь своего духовного отца, давнего наставника, Симеона Благоговейного. Он испытывал к нему искреннее уважение, и Симеон с ревностью выполнял все его требования. Несмотря на это, многие монахи отнеслись к такой привязанности Симеона к своему духовному отцу критически, считая её слишком чрезмерной и противоречащей общим правилам подчинения игумену.

Симеон, уверенный в том, что его способности в сфере духовного лидерства были даром от Бога, не желал нарушать установленные правила повиновения, и, в результате недовольства со стороны собрата, был вынужден покинуть монастырь.

Он переехал в небольшой монастырь святого Маманта, который еще называется Ксерокеркской обителью, и оставался в послушании у Симеона Благоговейного, который все еще пребывал в Студийском монастыре.

В обители, куда Симеон пришел, он вскоре стал монахом. Благочестие, усердие и добродетель Симеона были замечены собратьями и старшими в монастыре, и вскоре он был рукоположен в иереи, а через три года он был избран игуменом. В то время ему было тридцать один год.

Игуменство

Когда Симеон был избран игуменом обители св. Маманта, обитель находилась в плачевном состоянии. Здания были полуразрушены, а духовно-нравственный уровень монахов оставлял желать лучшего из-за отсутствия надлежащего руководства.

После становления главой обители, святой человек полностью посвятил себя реставрации ее внешнего вида и изменению внутренней жизни. В этой роли он проявил себя как отличный организатор, внимательный наставник и заботливый отец.

Благодаря вере в Бога и постоянной молитве, он смог изменить обстановку к лучшему, что привело к росту числа последователей.

Преподобный Симеон Новый Богослов выделялся тем, что уделял особое внимание идеям о том, что человек может ощущать присутствие Божье не только на более продвинутых этапах духовной практики, но и на ранних этапах этого пути. Его часто называли мистиком в самом узком смысле этого слова.

Убежденный в том, что Христос дарует милость всем, кто искренне ищет общения с Ним, он стремился передать свой духовный опыт, включая мистические встречи с Богом, всем верующим и широкому кругу людей.

Он всегда подчеркивал, что чтобы жить в согласии с Богом, необходимо смиренно принимать свои испытания, следовать божественным заповедям, постоянно молиться и слушаться духовного наставника.

В конце концов, Симеон стал широко известным благодаря своему учению и духовному образу жизни. Разные люди, даже высокопоставленные, обращались к нему за советом и поддержкой, ища духовного наставничества.

В связи с укреплением духовной жизни в монастыре, некоторые монахи начали выражать недовольство по поводу требований игумена Симеона относительно монашеской жизни, считая их слишком строгими. Это привело к возрастанию напряженности и конфликтам, и, в конечном итоге, к разладу в отношениях.

Вопреки возрастающим трудностям в управлении монастырём, преподобный не считал соответствующим слабить предъявляемые братиям требования, и продолжал вести их по трудному, но спасительному пути в Царство святых.

Примерно через пятнадцать лет после того, как отец Симеон стал настоятелем обители, группа недовольных братий, около тридцати человек, подняла бунт. Они даже попытались выгнать его из обители, прервав его проповедь в храме и направившись к нему. Однако отец Симеон остался спокоен и взглянул на бунтовщиков. Это немного успокоило их. Согласно Житию преподобного Симеона, благодать, которая обитала в нем, отталкивала их от него.

Восставшие не решались тронуть игумена, но вместо этого побежали из церкви, сорвали замки обители и обратились к Патриарху. После высказывания своих жалоб они обратились к Патриарху Сисиннию в поисках поддержки, но после того, как Патриарх вник в суть проблемы, он признал настоятеля правым, а бунтовщиков осудил на изгнание из монастыря.

В то время отец Симеон с любовью и заботой отнесся к обидчикам, искренне желая, чтобы они вернулись в монастырь.

Последние годы жизни

После этого события он управлял монастырем в течение десяти лет, а затем, примерно в 1005 году, отрекся от своих обязанностей с согласия Патриарха Сергия. Вероятно, причиной этого решения было желание уединиться в молчании. Новым игуменом стал ученик отца Симеона, Арсений, а сам отец Симеон остался жить в монастыре.

Тем не менее, деятельность и творчество преподобного Симеона продолжали вызывать недовольство его противников, в этот раз среди представителей иерархии Константинопольской Церкви. Особенно остро недовольство проявлял синкелл Стефан, который ранее занимал должность Никомидийского митрополита.

Он постоянно критиковал отца Симеона за то, что тот слишком сильно превозносил своего ушедшего отца-духовника и за его учения. Это было частично из-за непонимания позиции Симеона, а частично (как предполагают) из-за обычной человеческой зависти.

Длительный конфликт растянулся на несколько лет и закончился в 1009 году, когда Симеон был вынужден покинуть монастырь. Это произошло при активной поддержке церковных иерархов, которых взбудоражил синкелл Стефан.

Вскоре Фагур, пылкий приверженец отца Симеона в духовном отношении, передал ему управление молитвенным домом святой Марины. Под Божьим провидением преподобный учредил здесь маленький монастырь.

В это время ученики старца приложили все усилия, чтобы оправдать своего наставника и учителя. Для этого старец отправил книгу Патриарху, содержание которой было тщательно изучено на заседании Синода и считалось правильным.

Прибыв в Константинополь после изгнания, святой Симеон был радостно встречен своими последователями. Патриарх выразил желание возвести его в епископское достоинство, предложил вернуться в обитель и быть более умеренным. Однако преподобный отказался, заявив, что не он начал спор.

Позднее он продолжил свою службу Богу в обители святой Марины, где провел значительные работы по реконструкции и расширению территории. В это время он также создал значительную часть своих "Гимнов".

В конце своей жизни он стал страдать от болезни желудка, которая быстро лишила его сил. И 12 марта 1022 года он мирно ушел из жизни, отдав свою душу Господу.

Под руководством старца Порфирия Кавсокаливита был построен первый храм и монастырь в конце 1980-х годов в честь преподобного Симеона Нового Богослова.

Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 2. Подобен: Кровей твоих:

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровати нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Моли́тва преподо́бному Симео́ну Но́вому Богосло́ву

Биография преподобного Никодима Святогорца

Отец Симеон был человеком веры, ученым и проповедником. Его жизнь была посвящена служению Богу и обучению верующих. Он был известен своей мудростью и состраданием, которые он демонстрировал как в жизни, так и после смерти. Его память почитается верующими как радость в духе и источник вдохновения. Отец Симеон молился защитить верующих от любого зла и воздействия врагов, как видимых, так и невидимых. Он умолял Бога даровать верующим возможность почувствовать в сердце свое действие благодати Святого Духа и избавить их от осуждения и вечных мук, способствуя получению вечного блаженства во Христе Иисусе.

Вопреки тому, что святой преподобный Симеон Новый Богослов ушел из жизни 12 марта 1022 года (27 марта по юлианскому календарю), его память была перенесена Церковью на 12 октября из-за совпадения с Великим постом.

Книги автора

Слова