Биография

Симеон Куртеев, родившийся 17 июля 1830 года, был сыном крестьянина, жившим в селе Филейки рядом с Вяткой. В детстве он рос в семье благочестивых родителей и уже с ранних лет испытывал страстное желание служить Богу. Он знал множество молитв наизусть, усердно читал священные книги и часто посещал храм.

После окончания гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Санкт-Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. В 1850 году вышла книга "Письма святогорца о святой горе Афонской", которая вызвала у юноши огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу, принял решение оставить мир и жил в различных монастырях, странствовал по многим местам, принимал участие в аскетической жизни, терпел голод и холод, непрестанно молился. Позднее вернулся в родное село Филейки, где провел время в уединении в лесной пещерке, занимаясь молитвой и чтением духовной литературы. Во время странствий Симеон овладел умной сердечной молитвой.

Жители деревни не понимали высоких целей подвижника и относились к нему с презрением и издевательством, считая его душевнобольным. Симеону пришлось пережить много скорбей и унижений. Однако, по его молитвам, Господь совершал чудеса. Например, в ночь 4 апреля 1866 года он молился со словами "Господи, спаси Царя", и после выяснилось, что в этот день произошло покушение на государя Александра II в Петербурге, но крестьянин, стоявший рядом с террористом, оттолкнул его руку и покушение не удалось. В другой раз, в селе Филейки, случился страшный пожар, в результате которого сгорело много домов, но дом, где тогда находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.

В процессе времени Симеон стал объектом почитания за свою благочестивую жизнь, миролюбие и милосердие. Когда открылись деревенские школы, местные жители попросили Симеона обучать их детей грамоте. Он согласился, но вместо мирских учебников начал обучать по священным текстам. Обладая образованием, праведный Симеон наконец решился начать творческую деятельность и написать собственные произведения на аскетические и нравственные темы. Его труды были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, которого удалось убедить подвижника вступить в монастырь и принять священный сан.

В 1877 году 23 февраля Симеон был принят в монашество и получил имя Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, который являлся просветителем вятичей. Через три дня после принятия монашества он был назначен иеромонахом Крестовоздвиженского монастыря города Слободского, но вскоре вернулся в свою пустыню у села Филейки.

Известие о святом старце, его чудесах и том, как он исцелял людей своими молитвами, быстро распространилось по всей местности. Многие обращались к нему за благословением, советом и утешением, и множество людей благодаря его молитвам получило излечение от различных болезней души и тела.

Александро-Невский монастырь был основан отцом Стефаном, который своими усилиями построил церковь, создал скит и привлек к себе братию. Он продолжал афонские традиции старчества и преобразовал скит в мужскую общежительную Александровскую пустынь. В 1890 году было разрешено строительство монастыря, хотя к этому времени отец Стефан уже был очень ослаблен и скончался спустя несколько месяцев после этого.

Мощи и почитание

Иеросхимонах Стефан был погребен возле Успенской церкви, в основанной им обители. Его могилу стали посещать люди сразу после его смерти. Они совершали панихиды, молились и обращались к нему с просьбами, и всегда получали ответ на свои молитвы. В советское время его честные останки были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а его обитель была разорена. Власти пытались уничтожить память о нем, но его чудеса продолжали происходить, в том числе исцеления. В 1998 году была обретена келейная икона отца Стефана, с частицей его мощей, которая совершает чудеса по молитвам.

29 октября 2001 года, патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил свое благословение на основе многочисленных свидетельств молитвенной помощи и чудес, исполненных по молитвам подвижника. Это привело к прославлению преподобного Стефана как местночтимого святого в Вятской епархии. 14 июля 2002 года этот акт прославления был официально оформлен, житие преподобного было написано, и была создана икона, посвященная ему.

Тропарь, глас 4 

Иже отцем в добродетелях подражателем быв. Вся красная мира сего оставил еси, в уединении и безмолвии словесы Господни питался еси, тем и других научал еси, приходящих к тебе. Нестяжанием обогативыйся и кротостью возвысивыйся, научи и нас подражати тебе и буди молитвенником о нас грешных, преподобне отче Стефане. 

Кондак, глас 8 

От юности Христа возжелавый, приял подвиг иноческий, преподобного Трифона дух возымел и основателем обители был, собрал тамо множество учеников, с ними моли Христа Бога спастися душам нашим.