Биография

Мария Васильевна Солопова, известная миру, родилась в городе Санкт-Петербурге в 1842 году.

Ее родители происходили из старых дворянских семей: ее отец Василий Васильевич был потомственным дворянином, а мать Виктория Дмитриевна была родом из московской семьи Пушкиных, к которой принадлежал великий русский поэт.

После многих потерь в детях, Виктория Дмитриевна стала усердно молиться и совершать паломничества в московские храмы, прославляя Божию Матерь и прося о младенце. Вскоре ей была дарована дочь Мария, которая впоследствии стала игуменией Таисией.

В 1860 году Мария Васильевна Солопова успешно завершила обучение в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге (на ул. Знаменской). Здесь были выявлены ее выдающиеся способности и духовное призвание. При сдаче выпускного экзамена по Закону Божию ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященным епископом Выборгским Иоанникием (Рудневым) было приятно удивлено то, что Мария Солопова знала наизусть все Евангелие. На вопрос ректора о том, как она смогла запомнить все слова Евангелия, Мария ответила: "Каждое слово Евангелия такое приятное и утешительное для души, что мне хотелось всегда иметь его при себе. Поскольку не всегда удобно носить книгу с собой, я решила заучить его, чтобы всегда иметь его в своей памяти".

В годы учебы случилось событие, которое полностью изменило жизнь Марии Солоповой. Во время удивительного сна она увидела Христа Спасителя с множеством святых, который благословил ее, коснувшись правой стороны ее головы. Это видение она поняла как зов к служению Господу и благословение на монашеский путь.

Однако решение девушки вызвало недоумение ее матери, которая не восприняла серьезно ее стремление. После окончания Института Мария Солопова провела последний год своей жизни на родительском поместье Абаконово около Боровичей, а зимой жила в своем доме на улице Бежецкой, дом 1, который она унаследовала от деда. В это время она часто посещала Свято-Духовой Боровичский монастырь, где ее заботил игумен Вениамин (Поздняков), который познакомил ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря. Этот известный старец стал ее духовным наставником.

С нежностью приняв под свое руководство девушку с чистой душой, он еще больше укрепил ее в решении принять монашеский путь. Виктория Васильевна, вдохновленная видением Божьей Матери, приняла это в свое сердце и дала материнское благословение на вступление дочери в монастырь.

Продав свое имение, Мария в 1861 году вступила в Тихвинский Введенский монастырь по благословению старца Лаврентия. Она пробыла здесь около 10 лет, пока 13 мая 1870 года не была пострижена в рясу во Введенском соборе под именем Аркадия. Затем, в 1872 году, она по благословению старца Лаврентия перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где служила 6 лет, выполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода, где она была пострижена в мантию 10 мая 1879 года с наречением имени Таисия.

3 февраля 1881 года в ночь монахиня Таисия видела странный сон, в котором ей упал в руку настоятельский посох, после чего она была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины.

Вся последующая жизнь матушки Таисии была связана с Леушино, после того как она попала в водоворот скорбей. Сначала она хотела навсегда покинуть Леушино, но потом получила откровение от Богородицы и святого Иоанна Предтечи, в котором ей было повелено не оставлять обитель. После этого матушка Таисия дала себе обет верности - никогда не покидать Леушино. В своих "Келейных записках" она написала: "Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для этого, но самовольно не оставлять обители".

Через 4 года Леушинская община была преобразована в монастырь, а матушка была назначена игуменьей. Благодаря усилиям игуменьи Таисии, Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь стал выдающимся духовным центром. Здесь были построены два каменных собора, открыты духовные школы и созданы мастерские по иконописи и золотому шитью. Почти 700 женщин принимали участие в жизни монастыря перед революцией, а также были открыты подворья в Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске. Слава о благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась за пределы Новгородской епархии.

С начала 1890-х годов игуменья Таисия руководствовалась советами и благословениями святого праведного Иоанна Кронштадтского, с которым была знакома 35 лет. Среди множества духовных чад о. Иоанна, матушка Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. По благословению о. Иоанна, матушка Таисия трудилась над учреждением новых обителей и возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены монастыри: Иоанно-Богословский Сурский, Благовещенский Воронцовский, Ферапонтов монастырь, Парфеновский Богородицкий, Антониево-Черноезерский, Троицкий Синезерский и другие монастыри.

В 1889 году матушка была награждена Святейшим Синодом наперсным крестом. Затем, в 1892 году, она получила золотой крест с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. В 1904 году матушка Таисия была представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с того времени у них были тесные духовные отношения. В 1911 году игумения Таисия была представлена Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В этом же году ей были подарены портреты Царственной Четы с их собственными подписями, а затем аметистовые четки. Она написала множество духовных книг, включая "Письма к новоначальной инокине", "Духовные стихотворения" и исследование об Иоанне Богослове. Ее записанные беседы с о. Иоанном Кронштадтским, а также их переписка, стали ценным памятником их духовной дружбы. Ее "Келейные записки", написанные до ее кончины, были отмечены о. Иоанном как "Дивно, прекрасно, божественно!" и были впервые изданы в 1915 году. До своей смерти она продолжала поддерживать память о. Иоанна Кронштадтского, публикуя статьи о нем в журнале "Кронштадтский пастырь".

Игуменья Таисия была обладательницей множества дарований, включая уникальный поэтический талант. Она оставила большое поэтическое наследие, ее стихи регулярно печатались в духовных журналах и были опубликованы в отдельных книгах в 1906 году. Несмотря на то, что она не была профессиональным поэтом, ее стихи отражают ее сокровенные духовные переживания и опыт богообщения. В ее поэтических произведениях можно найти разнообразные лирические зарисовки, философские размышления, скорбь и сюжетные повествования. Несмотря на технические несовершенства, ее стихи отличаются благодатным вдохновением, ясностью и глубиной чувств. Ее произведения, начиная от небольших стихотворений и заканчивая поэмами, пронизаны простотой и духовной точностью, которые вызывают благоговейное внимание и заставляют задуматься еще долго после их прочтения. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на языке поэзии.

Отец Иоанн Кронштадтский очень высоко ценил духовные стихи матушки Таисии, считая их талантом, данным ей от Бога. Она часто посылала отцу Иоанну рукописи новых стихов до их публикации. Когда в 1898 году она послала отцу Иоанну стихотворение к Рождеству Христову, он отозвался: "Это прекрасные стихи о Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Господь дал тебе пять талантов, и ты сторицею их возвращаешь".

После долгих и трудных усилий, Игуменья Таисия скончалась 02/15 января 1915 года в монастыре Леушинского, где была похоронена в соборе, построенном ею в честь Божией Матери.

Во времена советского периода Леушино было затоплено в результате создания Рыбинского водохранилища. Могила игумении Таисии, которая имела высокую репутацию среди местного населения и была посещаема многими паломниками, теперь находится под водой искусственного водоема.

Если Иоанн Кронштадтский уже чувствовал, что матушка Таисия была святой, то постепенно он все больше и больше уважал ее. В начале их общения, святой Иоанн называл себя духовным отцом игумении, но в конце он уже называл себя духовным сыном.