Биография

Родившись в семье казначея городской управы, он стал шестым ребёнком в многодетной семье, в которой было целых десять сыновей. Его образование началось в земской школе в 1906 году и продолжилось в учительской семинарии. С восьми лет он начал прислуживать в церкви, а с самого детства мечтал о поступлении в монастырь.

В январе 1913 года он отправился в Глинскую пустынь, где трудился в мастерской иконописи под руководством о. Серафима (Амелина) и проходил обучение на миссионерских курсах.

Во время Первой мировой войны данный человек был отправлен в армию, после конца войны вернулся в Глинскую пустыню. В 1920 году принял монашеские обеты и стал монахом.

В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, а монах Таврион покинул ее и переехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. В 1923 году он был рукоположен в иеродиаконы, а с 1925 года - в иеромонахи. Он успешно окончил школу рисования и росписи в монастыре.

В 1925 году после закрытия Новоспасского монастыря, он стал иеромонахом в Рыльском монастыре Курской епархии. В 1926 году он стал настоятелем Маркова монастыря в Витебске в сане игумена. В 1927 году он переехал в Пермь, где в 1929 году был настоятелем Феодосьевского храма и активно противостоял обновленческому движению. В этом же году его епископ Павлин (Крошечкин) повысил до сана архимандрита.

Аресты, лагеря, ссылки

Осенью 1929 года он был задержан полицией. В январе 1930 года ему было вынесено приговор - три года тюремного заключения. После освобождения в 1935 году он работал на строительстве Березниковского химического комбината в Вишерских лагерях. Затем переехал жить в различные города, такие как Калуга, Курск, Липецк, где работал в качестве художника. Он также поддерживал тайные православные общины.

27 декабря 1940 года был снова арестован и отправлен в тюрьму в Казани. 14 марта 1941 года был приговорен к восьми годам лишения свободы и отбывал срок в Туринском лагере на северо-востоке Свердловской области, недалеко от Тавды. В начале работал на лесоповале, а затем стал лагерным художником в культурно-воспитательной части лагеря.

В 1948 году он был освобожден от заключения и отправлен в ссылку в Кустанайскую область Казахстана, где занялся своей профессией художника в промышленной артель, а затем работал сторожем в школе. Из ссылки он был освобожден в 1956 году, после того как отбыл свой срок.

С 25 мая 1956 года он занимает должность клирика в кафедральном соборе Перми.

Настоятель Глинской пустыни

14 марта 1957 года он был назначен настоятелем Глинской пустыни. Находясь на этой должности, он вступил в конфликт с собором старцев монастыря, которые изначально поддерживали его как бывшего послушника пустыни. Так схиархимандрит Иоанн (Маслов), очевидец тех событий, вспоминал.

«... в Глинской пустыни, обители истинно православной, он стал вводить западные, католические обычаи церковной жизни. Кроме того, после окончания вечернего богослужения о. Таврион зажигал свечи на престоле, открывал Царские врата, начинал читать акафисты и устраивал общенародное пение. Это противоречило уставу Глинской пустыни, в соответствии с которым после вечернего богослужения братия должна была безмолвно расходиться по келиям и исполнять келейное правило в тишине. <…> Отец Таврион приказал вынести Голгофу из храма в соседнюю с храмом комнату, ввёл при богослужении вместо строгих распевов Глинской пустыни партесное пение, никак не соответствующее всему аскетическому духу обители».

Относительно католических убеждений, можно предположить, что они связаны с западноукраинским происхождением отца Тавриона, где влияние униатства оказало значительное влияние на церковную жизнь, особенно на обрядовую сторону, которая оставила свой след в нем с раннего детства.

Конфликт между настоятелем и собором старцев возник из-за того, что настоятель не желал согласовывать свои действия с духовными наставниками обители, которые противились изменениям. Священное началие встало на сторону старцев и в январе 1958 года перевело архимандрита Тавриона в Почаевскую лавру.

Служение в Уфимской и Ярославской епархиях

С 10 апреля 1959 года он занимал должность секретаря Уфимского епархиального управления и был настоятелем уфимской Покровской церкви. Он активно проповедовал, участвовал в реставрации храма, а также писал иконы для него. Он был экспертом в народном пении и боролся за сохранение храмов от закрытия.

В 1960 году архимандрит Таврион был рассмотрен на возможное присвоение епископского звания. Епископ Никон (Лысенко) из Уфимской епархии дал ему высокую рекомендацию.

«Архимандрит Таврион Батозский как монах — смиренный, безукоризненно нравственный, благочестивый, богобоязненный, постник, молитвенник, к людским нуждам внимательный, чуткий, милостивый; как администратор — справедливо строгий, умело распорядительный, находчивый. Благодаря его умению, неустанным заботам и трудам были изысканы денежные средства, и по милости Божией, храм Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Уфе восстановлен, благоукрашен».

Решение Священного Синода о принятии в архимандриты Тавриона было утверждено, однако его активная работа вызвала негативную реакцию властей. Они не только препятствовали его посвящению в сан архимандрита, но и лишили его регистрации, вынудив покинуть Уфимскую епархию.

С 1961 года он исполнял свои обязанности в Ярославской епархии, изначально в селе Некрасово, а затем, с 1964 года, в селе Новый Некоуз. Он стал известен как благодушный пастырь, к которому обращались за советом и молитвенной поддержкой верующие из разных уголков России, таких как Ярославль, Москва, Ленинград, Пермь, Уфа и многие другие места.

Духовник Спасо-Преображенской пустыни

С марта 1969 года стал духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии по решению владыки Леонида (Полякова). Под его руководством и с его активным участием в обители был проведен ремонт, отреставрированы два храма, построены трапезная и кельи для паломников. Уже с 1970 года монастырь посещали паломники из разных регионов страны, в летние месяцы ежедневно причащалось до 150-200 человек. Молодые люди также посещали старца, который готовил их к рукоположению в священники.

Архимандрит Таврион был известен своими многочисленными проповедями, в которых он призывал людей к искреннему покаянию и отношению к своей жизни. Он уделял особое внимание содержанию Таинств христианской веры и отвергал формализм и равнодушие. Он наставлял людей на искреннее отношение к религиозной жизни, осуждая фальшивость. Его великая любовь к людям проявлялась в его стремлении помочь, утешить и исцелить каждого.

Под религиозными обрядами после прочтения текста из Евангелия он уделял особое внимание пересказу его на русском языке, с тщательным объяснением для всех присутствующих.

В последние дни своей жизни старец столкнулся с серьезной болезнью – раком. Он отказался от операции и смиренно принял свои страдания, благодаря Богу за каждый день и готовясь к своему уходу из этого мира.

13 августа 1978 года архимандрит Таврион скончался в воскресный день в 6:40 утра. В последней проповеди он призывал готовиться к воскресенному дню как к живой и действенной Пасхе. Считая, что лучше всего приготовиться к смерти, старец призывал причащаться и переживать день, как день в грядущем Царстве. В полседьмого утра он попросил священника причастить его и прочесть отпевание. После причащения старец тихо уснул. На отпевании, в присутствии архиерея и 22 священников, было прочитано Евангелие от Иоанна, содержащее слова, которые архимандрит Таврион часто повторял: "Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать Живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день".