Биография

Детство

В 1724 году в селе Короцке Новгородской губернии родился мальчик, которого назвали Тимофеем.

Отчим будущего святого, Савелий Кириллов, был дьячком в селе и имел небольшое состояние. Он скончался в молодом возрасте, и Доминикия, его вдова, оказалась в обязанности содержать шесть детей - четырех братьев и двух сестер.

Семья оказалась в трудном положении после смерти отца, и мать Тимофея чувствовала себя отчасти отчаянной. Однажды она почти согласилась отдать Тимофея на воспитание своему бездетному соседу, который работал ямщиком и хотел усыновить мальчика. Старший брат Тимофея, Пётр, сделал все, чтобы поддержать и ободрить свою мать в этой сложной ситуации, и вовремя помог ей принять правильное решение.

Иногда семье приходилось сталкиваться с финансовыми трудностями, из-за которых им не хватало даже самой простой пищи. Часто им приходилось удовлетворяться только черным хлебом, который также не всегда был в достаточном количестве. Чтобы помочь матери, Тимофей работал у богатых землевладельцев, чтобы заработать немного денег или еды. Несмотря на все трудности, дети были воспитаны в вере в Бога, и их надежда помогала семье преодолевать горе и печаль.

Обучение в семинарии. Начало монашеского пути

В возрасте тринадцати лет Тимофей поступил в духовное училище, которое находилось в Архиерейском Новгородском доме. Его мать была очень бедной и не могла позволить себе оплатить обучение сына, но его старший брат, Пётр, взял на себя ответственность за содержание Тимофея в училище. Тимофей, понимая трудности своей семьи, старался подрабатывать, чтобы помочь семье и оплатить свои нужды.

Вскоре после этого училище было преобразовано в семинарию, где Тимофей усердно занимался обучением. В 1740 году он продолжил учебу в семинарии за казённый счёт, попав в число лучших учеников. Всегда воспринимая образование очень серьезно, Тимофей отличался от сверстников своей ответственностью и усердием. Вместо того чтобы играть и развлекаться, он предпочитал засиживаться над учебниками. Иногда он даже продавал часть своей пайки, чтобы купить свечи и читать по ночам.

Встречалось, что непредусмотрительные товарищи издевались над ним, обижая его и называя неприятные прозвища.

В силу недостаточного числа преподавателей в семинарии обучение продолжалось дольше обычного срока.

В 1750 году Тимофей, будучи студентом богословского класса, убедил руководство в своей компетентности и был принят на должность преподавателя греческого языка. За это ему было выплачено 50 рублей в месяц, но он часто испытывал трудности. По окончании учебы ему была доверена должность преподавателя риторики и философии.

В апреле 1758 года Тимофей исполнил своё самое заветное желание - принял монашеский постриг и получил новое имя - Тихон. Он также стал префектом семинарии в это время.

Вскоре его пригласили в Петербург, где он был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

В 1759 году отец Тихон был назначен в Тверскую епархию и по прибытии в Тверь стал архимандритом Желтиковой обители. Позже его направили в Отрочь монастырь, где он занял должность ректора Тверской семинарии. В это время он проявил себя как преподаватель Богословия, завоевавший заслуженное признание.

Епископская деятельность

В мае 1761 года Тихонов отец был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским.

Этот случай стал отправной точкой для последующих событий. В тот день, во время церковной службы, когда архимандрит Тихон служил в Тверском храме вместе с епископом Афанасием, он попросил помянуть его. Однако вместо обычной фразы "священноархимандритство твое..." епископ произнёс "епископство твое да помянет Господь...", что стало для него неожиданным событием.

Когда святитель Тихон вернулся в город Новгород, где он провел свои молодые годы, он встретился с другими священниками, которые когда-то подшучивали над ним, выдавая неправдивые почести. Он напомнил им о их шалостях, но без злобы. Они попросили у него прощения, и он, по-христиански, простил их.

В этом месте он встретил свою сестру, которая жила в очень тяжелых условиях. Святитель собирался взять ее под свою опеку, но к сожалению, она скоро скончалась. Он лично организовал ее похороны, и, как сообщают исторические документы, в момент отпевания на лице умершей появилась улыбка.

В 1763 году по решению Святейшего Синода, по настоянию императрицы, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо покойного Иоанникия Павлуцкого.

К этому моменту Воронежская епархия нуждалась в серьезной реорганизации. Не хватало священнослужителей, а религиозно-нравственное состояние мирян оставляло желать лучшего. Когда епископ Тихон приступил к своим новым обязанностям, он быстро разобрался в ситуации и предпринял необходимые меры. В течение своей службы он лично посещал села и деревни, проводил проповеди, боролся с языческими предрассудками, принимал и слушал посетителей, организовывал школы и заботился о повышении нравственного и образовательного уровня своего духовенства.

В целях улучшения образования будущих священнослужителей он активно занялся восстановлением Воронежской семинарии, уделяя особое внимание занятиям и общению со студентами, разработке правил поведения и расширению библиотечного фонда.

Увольнение на покой

Монашеские подвиги и борьба со многими трудностями сильно повлияли на здоровье святителя. Он стал все больше стремиться к уединенной жизни размышлений. Трижды он обращался к руководству с просьбой освободить его от управления епархией. Дважды ему отказывали, и только обратившись к императрице, он смог добиться своего.

В 1767 году святитель получил желаемое: его просьба о выпуске на пенсию была удовлетворена. Ему было предоставлено пенсионное содержание в размере 500 рублей.

Вначале он проживал в Толшевской Преображенской обители, но из-за плохих условий там его состояние здоровья ухудшилось, поэтому в 1769 году он переехал в Задонский монастырь.

Здесь он отдал свое минимальное состояние, оставив только самое необходимое, и начал жить скромной монашеской жизнью: регулярно участвовал в церковном служении, часто молился в своей келье, занимался хозяйственными обязанностями монастыря.

Он часто встречался с людьми, притворяясь обычным монахом, чтобы узнать об их проблемах, а затем помогал им, в том числе финансово, если считал это нужным.

Не все жители монастыря уважали святителя Тихона, хотя он занимал высокий пост. Многие обсуждали его и произносили клевету. Однако он принимал все это с миролюбием и повторял, что прощение важнее мщения.

Благочестивый человек был наделен Богом даром ясного видения в своей святой жизни.

Вскоре до своей смерти святитель узнал о ее приближении, что не редко бывает с святыми подвижниками. 13 августа 1783 года он ушел из этого мира, предавшись Господу.

Святитель Тихон Задонский оставил после себя ценное литературное наследие, включающее множество сочинений различной тематики: от наставлений нравственного и аскетического характера до догматических текстов.

Среди наиболее известных произведений этого автора следует упомянуть "Наставления для монашествующих", "Об истинном христианстве. Книга 1" и "Об истинном христианстве. Книга 2". Также стоит отметить "Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие", "Письма келейные и другие творения", "Должность священническая", "Плоть и дух" и "Сокровище духовное от мира собираемое".

Тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, / образ всем был еси словом, житием, любовию, / духом, верою, чистотою и смирением, / темже и вселился еси в Небесныя обители, / идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли, святителю Тихоне, // спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 4

Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, // моли Его спастися душам нашим.

Кондак святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

Апостолов преемниче, / святителей украшение, / Православный Церкве учителю, / Владьще всех молися / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому

О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос­сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти­телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без­молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече­ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист святителю Тихону Задонскому

Книги автора

Пастырское богословие