Биография

Детство и образование

Борис, второй ребенок князя Петра Николаевича и Варвары Александровны Туркестановых, родился в 1830 году. Он был вторым ребенком в семье, у него была старшая сестра Екатерина, а всего в семье было шестеро детей. Борису было суждено стать выдающимся человеком, оставив свой след в истории. Варвара Александровна Туркестанова, жена князя Петра Николаевича Туркестанова урожденная Нарышкина, родилась в 1834 году и скончалась в 1913 году.

Из рода грузинских князей, уходящего корнями к XV веку, он происходил по отцовской линии. Его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переехал из Грузии в Россию во времена царствования Петра I (1689—1725).

Его раннее детство прошло в Москве и в усадьбе его матери в селе Говорове, недалеко от нынешнего Востряковского кладбища. В усадьбе был большой дом с террасой, стоявший в старинном парке с двумя прудами. Также в парке располагался каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детства он привык к церковным службам, постам и праздникам, живя размеренной и освященной церковной жизнью.

В детстве Борис страдал частыми болезнями и был очень слабым. В какой-то момент его состояние стало критическим, и врачи не верили в его выздоровление. Тогда его мать, глубоко верующая женщина, обратилась к Врачу небесному за помощью. Она молилась в церкви мученика Трифона, который находился на окраине Москвы, и умоляла святого мученика об исцелении своего сына. Она обещала посвятить его на служение Богу, если он выздоровеет. После этой молитвы мальчик начал быстро поправляться и скоро полностью выздоровел.

Однажды Варвара Александровна с сыном Борисом отправились в поездку в Оптину пустынь, где они встретились с преподобным Амвросием возле его хибарки. Внезапно старец обратился к окружающим словами: "Уступите дорогу, идет архиерей". Люди удивленно уступили дорогу, увидев вместо архиерея приближающуюся женщину с ребенком.

Борис Туркестанов получил образование в престижной частной классической гимназии, которая была одной из лучших в Москве. Его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой (Меркуловым) произошло в конце 1870-х годов, когда он посетил Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры во время говения в дни Петрова поста. С этого момента началось его духовное общение с преподобным Варнавой, которое продолжалось до конца жизни старца в 1906 году.

В 1883 году, после окончания Московской гимназии, Борис поступил на факультет истории и филологии Московского университета. Однако он не проявлял интереса к мирскому образованию и своей последующей деятельности.

В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон рассказывает о разговоре с артистом Малого театра М. А. Решимовым, который произошел в начале 1880-х годов в Ялте. Тогда юный князь определенно заявил о своем выборе пути монашества, несмотря на то, что многие в его окружении этого не понимали, за исключением матери. Немного позже после этой беседы Борис Туркестанов поступил в Введенскую Оптину пустынь, где пребывал в 1884-1888 годах.

Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский, который в то время занимался устройством Шамординской пустыни. Трифон также посещал это место и оставил свои воспоминания о ходе дел в Шамордине.

Монашество

В 1889 году молодой князь-послушник получил благословение своих духовных наставников и принял должность учителя и надзирателя в миссионерском училище во Владикавказе для осетинских духовных дел.

В последний день 1889 года он был пострижен в монашество с именем Трифон в церкви Тифлисской духовной семинарии. Этот обряд был проведен ректором архимандритом Николаем (Зиоровым) после всенощного бдения.

1 января 1890 года архиепископ Палладий (Раев) рукоположил во иеродиакона экзархом Грузии.

В апреле 1890 года он был посвящен во иеромонахи.

В 1891 году иеромонах Трифон вступил в Московскую духовную академию, подчиняясь воле своих духовных наставников. Во время учебы в академии он служил священником в тюрьме Сергиева Посада, за что был удостоен золотого наперсного креста.

В 1895 году он успешно завершил обучение в Московской духовной академии, получив степень кандидата богословия. В дальнейшем его назначили на должность смотрителя Донского духовного училища.

С архимандритом с 1897 года был назначен на должность ректора Вифанской духовной семинарии.

C с 1899 года он занимал должность ректора Московской духовной семинарии.

Епископ Дмитровский

28 июня 1901 года в Московской синодальной Конторе было проведено наречение, а 1 июля того же года в Успенском соборе Кремля состоялась церемония хиротонии на должность епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Хиротонию провели митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископы Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский), Можайский Парфений (Левицкий), Волоколамский Арсений (Стадницкий), а также члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метаниев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов).

В 1901 году, в период отпуска митрополита Владимира (Богоявленского), он возглавил Московскую епархию.

В качестве викарного епископа я проживал в московском Богоявленском монастыре, где также был настоятелем. После этого я стал епископом Дмитровским и настоятелем этой обители, где пробыл около пятнадцати лет, до начала Первой мировой войны.

Во время своего управления в Богоявленском соборе монастыря был устроен придел, посвященный святителю Феодосию Черниговскому, который был освящен 17 мая 1904 года. Также были проведены работы по ремонту храмов, восстановлению церковной утвари и подведению электричества.

Несколько раз по поручению Синода он осуществлял дальние поездки в другие епархии. В частности, в июле 1903 года он посетил Выксунский Иверский монастырь, а в 1907 году отправился в Яблочинский Онуфриевский монастырь Холмской епархии, который находился на западной окраине Российской империи. Там, в то время, его постриженником был иеромонах Серафим (Остроумов). Кроме того, в июле 1911 года владыка посетил монастыри Соловецкий и Трифоно-Печенгский на севере.

Принимал активное участие в организации и проведении второго и четвертого Всероссийских монархических съездов, которые прошли в Москве в 1906 и 1907 годах.

Летом 1912 года он посетил Святую Гору Афонскую. В апреле 1914 года он принял участие в суде Московской Синодальной конторы над афонскими иноками, известными как «имяславцы» под председательством митрополита Московского Макария (Невского).

В 1914 году он стал управляющим Московской митрополией. 22 августа того же года он отправился на фронт и провел около года в армии, выполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За выдающиеся заслуги во время военных действий ему было высочайшим образом пожаловано орденом Георгиевского креста с мечами из кабинета Его Императорского Величества.

Святитель служил в активной армии дважды: сначала на фронте в Польше (август 1914 - 1915), а затем на румынском фронте в 1916 году. Его фронтовой дневник первого периода сохранен и дает хорошее представление о его жизни на фронте и о его подвиге как военного священника.

На польском фронте он получил ранение и был вынужден вернуться в Москву. В 1916 году он отправился на фронт в Румынии и вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Его здоровье было серьезно подорвано, и он потерял зрение одного глаза на фронте. Позднее он подал прошение об увольнении на покой с возможностью проживания в родной для него Оптиной пустыни. По высочайшему повелению епископа Дмитровского Трифона 2 июня 1916 года, он был уволен на покой и одновременно назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырём.

После переезда в Новый Иерусалим, занялся организацией монастырских дел, улучшив церковную службу и сделав ее более торжественной. Продолжил свою деятельность по духовному просвещению и благотворительности, построив женскую гимназию и организовав лекции для учеников. Во время войны в монастыре открыл лазарет для раненых, который теперь также под его заботой. Его духовные дети посещали его и останавливались в монастырской гостинице, иногда проживали здесь несколько дней.

1 апреля 1918 года по решению Патриарха Тихона и Священного Синода епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем из-за болезни. Ему было назначено местопребывание в Донском ставропигиальном монастыре.

5 мая 1918 года был последний раз в Успенском соборе Кремля, после чего он был закрыт.

В 1923 году он был назначен на должность архиепископа.

14 июля 1931 года он был назначен на должность митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре в честь отметки 30-летия своей архиерейской службы.

Кончина и погребение

В Москве, 14 июня 1934 года, состоялась панихида по митрополиту Трифону, которую провели митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов) и архиепископ Волоколамский Питирим (Крылов) в храме святых Адриана и Наталии. Чудотворная икона мученика Трифона, которую он особенно почитал, находилась также в этом храме. По завещанию митрополита, все приготовления к его пострижению в великую схиму были положены в гроб вместе с его телом. Тело митрополита Трифона было перевезено на Введенское кладбище (23-й участок) в сопровождении множества людей, несмотря на сильный дождь, который шел во время процессии. Гроб был так тяжел, что приходилось останавливать движение процессии по пути следования.