Биография

В Казани родился сын Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Его отец был католиком, а мать и дети - православными. Валентин был признан незаконнорожденным из-за развода отца с первой женой, и отчество получил по имени восприемника при крещении. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам.

В 1903 году он начал учиться на историко-филологическом факультете Московского университета. Также в том же году он вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете под руководством профессора С.Н.Трубецкого. Он стал инициатором открытия секции истории религии, которая была председательствована С.А.Котляревским.

Среди его друзей и знакомых числились такие выдающиеся личности, как Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый и князь Евгений Трубецкой.

В 1905 году В.П. Свенцицкий был заинтересован идеями христианского социализма, что привело его к созданию нелегальной организации "Христианское братство борьбы". В эту группу также вступили П. Флоренский, В. Эрн и А. Ельчанинов.

В то же время Свенцицкий начинает выступать с лекциями в "Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева" и в Политехническом музее на такие темы как "Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т.д. Его выступления привлекают большое количество слушателей. Его убедительность оказывает огромное воздействие, как в молодом возрасте, так и в последующие годы. В. П. Свенцицкий обладал удивительной способностью влиять своими словами на людей, будь то лекции, проповеди или частные беседы.

Вадим Петрович Свенцицкий участвует в публикации своих статей в различных сборниках, таких как "Свободная совесть" и "Вопросы религии". Он также известен как автор статей о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена. Он также является писателем, известным своими рассказами, повестями и драмами, среди которых "Пастор Реллинг", «Смерть» и "Интеллигенция". В его произведениях часто затрагиваются темы конфликта между общественной и индивидуальной моралью. Свенцицкий также известен тем, что драму "Пастор Реллинг" поставил знаменитый артист Орленев, который сыграл в ней главную роль.

В Москве и Петербурге уже известен Свенцицкий, его обсуждают. Он выступает и сотрудничает с журналом "Новая земля". Также он пишет книгу под названием "Второе распятие Христа", в которой описывается сюжет, где Христос приходит в современный город и сталкивается с безразличием к Нему, занятыми мирскими проблемами людей. Ночью кого-то везут на казнь, и в конце концов Христа арестовывают высшие духовные лица, после чего книга была выпущена с множеством пропусков и замененных многоточиями, а затем совсем изъята.

В 1908 году была опубликована книга "Антихрист, или Записки странного человека" В. П. Свенцицкого. В этом романе автор изобразил две силы, борющиеся внутри человека, используя образы двух женщин. Одна из этих сил - ложь и чувственность, вторая - правда и чистота. Центральным мотивом в поступках главного героя стала идея о том, что только тот, кто избегает искушений, способен познать святость.

Издание книг, личные трудности и осуждение со стороны близких привели В. П. Свенцицкого к глубокому духовному кризису. Этот период стал отправной точкой на пути к нравственному очищению через страдания и покаяние. Свенцицкий отказался от социалистических идей и принял решение посвятить свою жизнь Христу и Его Церкви.

В 1911 году он встретил свою будущую жену Евгению, которая была дочерью священника Сергия Краснова.

В начале 1910-х годов он отправился на Кавказ, чтобы увидеть монахов-отшельников и проникнуться православной святостью. Ему удалось осуществить свое желание, и вскоре, в 1915 году, он написал книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор", наполненную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига, вдохновленную своей поездкой на Кавказ.

Он познакомился с оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым) и стал его духовным сыном. Затем от старца Валентина Павловича получил благословение на изучение непрестанной молитвы и других духовных дел, которые обычно свойственны монашеству. Он всегда бережно хранил эти старческие напутствия и они стали основой его собственной духовной практики, которая была как будто монашеством, но в мире. Эти наставления также помогли многим другим людям укрепить свою веру в трудные времена гонений.

В 1917 году он обратился к своему духовному наставнику иеросхимонаху Анатолию с просьбой о благословении на монашество, но старец посоветовал ему другой путь. Он вступил в брак с Евгенией Сергеевной Красновой, прежде чем решиться на пострижение в священнослужителя.

В 1917 году он был посвящен в священники митрополитом Петроградским Вениамином в Иоанновском монастыре в Петрограде.

В 1918 году он был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта, а затем стал проповедником Добровольческой армии. Он активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора. В результате влияния военных событий он опубликовал в Ростове в 1919 году брошюры "Общее положение России и задачи Добровольческой армии" и "Война и Церковь", в которых призывал к борьбе против зла большевизма силой.

После гражданской войны он не уехал за границу, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Он не претендовал на высокие должности, а выступал как проповедник в различных церквях, часто совместно с Святейшим Патриархом Тихоном, которого он очень уважал и любил. Отец Валентин считал, что Святейший Патриарх Тихон правильно и мудро руководит церковью в сложные времена. Он утверждал, что пока Святейший Патриарх находится в живых, Церковь будет в безопасности до определенной степени. Возможно, есть патриархи с большими знаниями и талантами, но он считал Святейшего Патриарха благодатным, мудрым и тихим.

В 1922 году о. Валентин выступил с проповедью в Крествоздвиженском монастыре, где он заявил, что обновленцы подвергаются преследованиям со стороны органов ЧК. После этого он был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, где он поделил камеру с Сергеем Фуделем. Осужденный к ссылке, он отбывал ее в городе Пенджикенте (Таджикистан).

Во время своего пребывания в Пенджикентской ссылке, он написал труд "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве Иисусовой), который был адресован духовным людям. Это произведение рассказывает о молитвенной практике и о том, как преодолеть многочисленные искушения на этом духовном пути.

После возвращения в 1925 году из ссылки, протоиерей Валентин Свенцицкий начал служить в храме святого мученика Панкратия на Сретенке и регулярно проводил беседы с прихожанами по вопросам веры и церковной жизни, основываясь на Священном Писании. Его духовные ученики записывали эти беседы и распространяли среди верующих. В результате этого было составлено "Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого" из 9 томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки.

В 1926 году устроил и руководил путешествиями в Саров и Дивеево. В последнем месте он получил предсказание от блаженной Марии Ивановны о том, что он будет переведен в другой московский храм - св. Николая Чудотворца на Ильинке, "Никола Большой Крест". Это предсказание сбылось - отец Валентин стал настоятелем этого храма. Он создал крепкое общество в Никольском храме, где ввел регулярное индивидуальное исповедание и частое причащение. В своих учениях и проповедях отец Валентин показывал духовным людям путь к нравственному и духовному совершенствованию в условиях гонения на церковь.

Отец Валентин предложил концепцию особого пути духовного совершенствования, который он называл "монастырем в миру". Это не подразумевало, что люди, следующие этому пути, становились тайными монахами и брали на себя какие-либо обязательства. Это означало, что внутренне, духовно, им следовало построить как бы монастырскую стену между своей душой и миром, который считался злом, и не позволять его суете и злу завладеть их душой.

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. В его письме митрополиту содержится признание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра, а также тех епископов, которые на их свидетельство порвали с ним каноническую связь до суда совершенного Собора местности либо до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита.

В апреле 1928 года его арестовали снова, и он был отправлен в Сибирь на поселение. Основным поводом для его изгнания стало его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия. Он проживал в деревне Тракт-Ужет под Тайшетом.

Во время своего изгнания отец Валентин написал «Диалоги» которые были отправлены по частям в Москву, где их переписывали от руки его студенты в духовной сфере.

В 1930-е годы у него возникли серьезные проблемы с почками, вызванные камнями. Он прошел многочисленные попытки лечения, но они оказались безуспешными. В течение более чем года он мучительно страдал от этой болезни, несмотря на его сильную волю. Однако перед своей кончиной он стал спокоен и ясен, не выражая ни нареканий, ни обид, лишь полное смирение.

Перед своей кончиной о.Валентин написал письмо митрополиту Сергию, в котором выразил искреннее покаяние и глубокое смирение.

"Возлюбленный Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Жизнь моя вот-вот кончится. Меня тревожит совесть, что я согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало ясно. Прошу Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Признаю свою гордость, что не признавал Вас законным первым епископом, и что дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина страшна тем, что заблуждал многих. Я не ищу ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо осталось мне немного времени, но прошу принять мое покаяние и дать умереть в единении со Святой Православной Церковью".

20 октября 1931 года нашел свой последний покой после продолжительной болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия.

Прародители Валентина были похоронены на Пятницком кладбище в Москве около храма. В 1940 году их останки были перенесены на кладбище "Введенские горы" из-за ликвидации Пятницкого кладбища. Могила протоиерея Валентина Свенцицкого на Введенском (Немецком) кладбище и по сей день часто посещается верующими.

Книги автора

Апологетика