Биография

Архиепископ Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился в июне 1878 года в Тамбове в семье купца Степана Григорьевича Ряшенцева и его жены Марии Федоровны, урожденной Затонской. В семье было восемь детей, их воспитание было основано на традиционных православных ценностях, и строго соблюдались посты. Религиозность и духовные убеждения матери передались ее сыновьям Виктору и Николаю.

В семье были переданы таланты в музыке и искусстве, а также радостный и жизнерадостный характер. Большинство детей получили высшее образование, включая экономическое и медицинское, но Виктор и Николай выбрали путь богословии.

Степан Григорьевич был родом из крестьянской семьи и владел магазином на главной улице города. В доме семьи было два этажа. Однако после его смерти в начале 1890-х годов, вдова и мать Владыки не смогла управлять бизнесом, и он разорился. Магазин был продан приказчикам. Спустя несколько лет им пришлось продать и большой дом и переехать в меньший, одноэтажный.

Продемонстрировал умеренное и взвешенное поведение, проявлял терпимость к окружающим, а также был известен своими обширными знаниями в области богословия и лингвистики.

В 1896 году Виктор закончил обучение в классической гимназии в Тамбове, а в 1901 году получил степень кандидата богословия в Казанской духовной академии.

29 сентября 1901 года Виктор был назначен преподавателем Уфимского Духовного училища. 8 октября того же года он был пострижен в монашество под именем Варлаам, а 9 октября епископом Уфимским и Мензелинским Антонием (Храповицким) рукоположен во иеродиакона и 10 октября - во иеромонаха.

В это время Гали Леонидовна Солопова, дочь брата владыки Варлаама Ряшенцева, рассказывает о своей жизни в семье Ряшенцевых.

После смерти ее мужа, у бабушки Марии Федоровны осталось только небольшое имение под Тамбовом. Там был построен большой дом, который позднее был расширен, когда у бабушки появились внуки. Летом весь ее большой семьей приезжал на дачу, где каждый находил свое место, и дети отправлялись на сборы ягод и грибов. Неподалеку от дома, посаженный Марией Федоровной, был огромный лес, который дети обожали. Недалеко от дома был построен деревянный домик для монашествующих. Отец Варлаам был добрым и кротким человеком, который завораживал своей благостью. Его называли "кротким ангелом". Отец Герман, в отличие от Варлаама, был более обычным и дружелюбным.

В 1901-1906 годах о. Варлаам преподавал в духовном училище и семинарии Уфы, после чего был назначен ректором Полтавской духовной семинарии. В этот период он написал несколько научно-богословских трудов, в основном, по апологетике. Среди наиболее известных его работ были "Ренан и его книга 'Жизнь Иисуса': изложение содержания и критический разбор при свете евангельского учения", "Теософия перед лицом христианства", "Вера и причины неверия", и "О христианском воспитании детей".

Эти книги были написаны в ответ на провал веры и морального упадка, особенно среди высшего класса общества и интеллигенции. В то время это было очевидно для современников. О. Варлаам писал о том, как разрушительное влияние неверия распространяется через литературу и ошибки в науке, и как редко кому удается бороться с этим.

Епископ (Еп.) Варлаам Гомельский родился в 1913 году.

Воспитывался в полтавском кадетском корпусе, святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) вспоминал, что его выбор жизненного пути был особенно повлиян общением с о. Варлаамом.

11 января 1913 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге произошло наречение, а 13 января архимандрит Варлаам был посвящен во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Священномучеником Владимиром (Богоявленским).

Замечательные слова епископа Варлаама произнесенные при его назначении, звучат как предвидение своего будущего пути исповедника.

В настоящее время мы сталкиваемся с трудными временами: многие люди отказываются от своей веры, отвергают Христа и Его Церковь. Сейчас, когда праведный путь подвергается насмешкам среди многих, пастырем больше нельзя молчать и терпеть страдания молча. Необходимо защищать истину и открыто свидетельствовать о ней, быть своего рода исповедником. Быть исповедником означает быть священномучеником. Таков путь святого.

В июне 1919 года в Гомеле владыку Варлаама арестовали подозревая его в контрреволюции, но вскоре он был освобожден благодаря прошению пяти тысяч верующих. После этого он был назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, а затем временно управлял Могилёвской епархией. В 1923 году стал епископом Псковским и Порховским, и одновременно начал управлять Гомельским викариатством.

В конце 1924 года в городе Пскове произошло второе арестование Владыки Варлаама. Он был приговорен к двум годам тюремного заключения и отбывал наказание в политизоляторе в Ярославле. В 1926 году он был освобожден, но ему было запрещено жить в Ленинградской и Псковской губерниях, поэтому он поселился в Ярославле. После ареста епископа, епископом на Любимском викариатстве Ярославской епархии был назначен священноисповедник Агафангел (Преображенский).

13 июля 1927 года митрополит Сергий назначил заместителя местоблюстителя владыку Варлаама архиепископом и пермским епископом. Однако уже 24 ноября того же года он был уволен на покой. На конец декабря 1927 года митрополит Сергий, по представлению митрополита Агафангела, возобновил назначение владыки Варлаама временно управляющим Любимским викариатством.

В июле 1927 года митрополит Сергий, заместитель местоблюстителя патриаршего престола, выпустил Декларацию о лояльности к советской власти. Он сделал это с целью обеспечить Церкви легальный статус в условиях советского режима, который продолжал существовать и показывал признаки стабильности.

В конце 1927 года некоторые высокопоставленные церковные деятели, не одобрявшие Декларацию, объявили о своем отделении от митрополита Сергия и выразили желание руководить епархиями самостоятельно. 6 февраля 1928 года от митрополита Сергия, сохраняя подчинение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту сщмч. Петру (Полянскому), отделилась Ярославская епархия с руководством авторитетным иерархом митрополитом Агафангелом. Один из высокопоставленных церковных деятелей, поддержавших позицию митрополита Агафангела, был и владыка Варлаам.

Вскоре после этого, как отметил сам владыка Варлаам, епископы Ярославля осознали, что, хотя обращение митрополита Сергия вводит в заблуждение верующих, открытая борьба приведет к разгрому и вызовет раскол, ослабляющий Церковь. В результате переговоров с митрополитом Сергием, 10 мая ярославские архиереи заявили о возвращении в молитвенное общение с первоиерархом в целях сохранения церковного мира и единства. Таким образом, инцидент был исчерпан.

В 1928 году архиепископ Варлаам временно управлял Ярославской епархией по просьбе тяжелобольного митрополита Агафангела. Он оставался на этой должности до своей смерти 16 октября того же года. Также в 1929 году ему было поручено управление Ростовским викариатством, где насчитывалось около 300 православных общин.

Архиепископ Варлаам был арестован 7 сентября 1929 года в Ярославле по обвинению в участии в церковно-монархической организации "Истинное православие" и направлен на суд, где был приговорен к трём годам лишения свободы. 3 января 1930 года он был отправлен в котласские мастерские Северных лагерей ОГПУ особого назначения, где работал в переплетной мастерской.

7 марта 1931 года архиепископ Варлаам был арестован и отправлен в котласский следственный изолятор. Позднее его срок заключения был увеличен до 10 лет, и его перевели в специальный лагерь. Однако в 1933 году его заключение было заменено на ссылку, и он был выслан в Северный край, где поселился в Вологде.

Находясь на изгнании, Владыка жил скромной жизнью, проводя время в молитвах и аскетических практиках. Дома он совершал тихие богослужения в одиночестве.

Много людей из Вологды обращались к старцу-архиепископу для получения духовных советов и наставлений. Епископ также помогал излечивать физические недуги с помощью гомеопатических средств.

Архиепископ часто принимал священнослужителей, которые жаловались на неприемлемые условия, созданные советской властью, и просили благословения покинуть священническую службу и найти себе мирскую работу. В ответ Владыка настойчиво советовал им терпеть до конца и не оставлять своей службы.

Архиепископ Варлаам был известным деятелем церковной жизни и выдающимся представителем русской церкви. Он проявил себя как выдающийся богослов и лингвист, чьи труды в области богословия и языкознания получили широкое признание. В своей деятельности он уделял особое внимание проповеднической работе и духовному наставничеству.

Пребывая в изгнании, епископ заботился о прежних жительницах закрытых советскими властями монастырей. Многие из его духовных учеников в различных городах, таких как Вологда, Житомир, Гомель, Орел, объединялись группами из 2-3 человек и вели общий монашеский образ жизни, проживая в одной квартире. Епископ отправлял им письма с духовными наставлениями, советуя регулярно посещать храм, молиться больше и читать духовную литературу.

В целях духовного просвещения Владыка составлял коллекции учений и цитат из святоотеческих книг, таких как "О любви и дружбе", "Как сохранить веру", "Краткие правила жизни" и других. Его последователи в Вологде переписывали эти материалы. Несмотря на то, что он находился в ссылке, Владыка оказывал помощь другим репрессированным за веру, предоставляя финансовую и материальную поддержку, а также организуя помощь его духовным ученикам.

В своих мемуарах об эпохе 30-40-х годов в церкви Вологды иподиакон Алексий Резухин, позднее ставший протоиереем, описывал архиерея Вологодского Варлаама следующим образом.

Во время нахождения на свободном поселении в Вологде в 1934-35 годах пребывали два архиерея - архиепископ Варлаам (Ряшенцев) и епископ Евгений (Кобранов). Они посещали храм на Богородском кладбище для молитвы, но не принимали участия в богослужениях.

Архиепископ Варлаам был человеком средних лет, худощавого телосложения, седовласым и с небольшой полной бородой. У него были мелкие черты лица, заостренный нос и голубые глаза. Волосы на голове были редкими и длинными. Его можно было увидеть только несколько раз летом, когда он приходил в храм на ранние литургии. Он всегда стоял в конце храма, в праздничные дни, неприметно и скромно одетый в серый плащ и черный подрясник. На голове у него была черная скуфья. Он не заводил знакомств в храме и не разговаривал, вел себя так, что можно было его и не заметить, выходил со службы и сразу же смешивался со всеми. По адресу Транспортная у него было жилье.

Архиепископ Варлаам был известным духовным руководителем. Во время учебы в Богословском институте я встретился с москвичем, который рассказал мне о его значении и влиянии. Владыка Варлаам был старцем, который руководил многими монахинями, включая монахиню Капитолину из Вологды. Его духовные наставления были сохранены в виде машинописи под названием "Наставления Преосвященного старца архиепископа Варлаама (Ряшенцева). Памятка иноку" на 42 листах.

В Туле проживает Наталия Александровна Верховцева, уважаемая старица, которая была знакома с архиепископом Варлаамом в двадцатых годах. Он подарил ей и ее матери свою фотографию с датой и надписью. Наталия Александровна передала мне это фото и "Памятку иноку".

Помимо инструкций для духовных учеников, сохранились некоторые письма епископа Варлаама, написанные им во время его ссылки.

Дух писаний Владыки подлинно отражает дух святоотеческой традиции. Стиль его ясен, лаконичен, прост и лишен академической излишней сложности. Его слова исходят из личного опыта и идут от сердца. Сам Владыка подчеркивал в своих работах, что вопросы веры могут постигаться лишь через жизненный опыт.

Из материалов уголовного расследования. Исправительная колония внутренних дел Наркомвнудела. Год 1940.

11 ноября 1940 года архиепископ Варлаам был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД. У него было изъято 330 книг, переписка, архиерейское облачение и другие предметы. Книги были уничтожены, а все остальное было утрачено после проведения следствия. Владыка обвинялся в создании и руководстве "широко разветвленной контрреволюционной организацией церковников" на территории Вологодской области, целью которой была борьба с советской властью и свержение ее с целью восстановления монархического строя. 26 августа 1941 года судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда приговорила архиепископа Варлаама к расстрелу. Однако приговор был заменен на 10 лет ссылки по решению Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1941 года. Тем не менее, архиепископ Варлаам умер 20 февраля 1942 года в тюремной больнице Вологды, не отбыв срок ссылки.

В следующих строках из письма монахини Сергии (Клименко), которая лично знала брата Владыку святого мученика Германа, можно найти ценные сведения о жизни и деятельности этого святого.

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев), который позже стал мучеником, часто говорил: "Познай Друга - Господа". Он умер в тюрьме во Влогде. Согласно свидетельствам, заключенные, которые находились в одной камере с ним, видели свет, исходящий от Владыки, когда он ушел из жизни.


Биография перефразирована в соответствии с требованием. Был одним из величайших физиков в истории науки, создав явление, которое носит его имя и стало основой для развития новой физической теории. Его работа принесла революцию в науке и оказала огромное влияние на современные технологии.

Информация о семье владыки Варлаама была извлечена из книги "Письма владыки Германа", которая была опубликована в Москве в 2004 году в ПСТГУ.