Биография

Варнава, изначально известный как Василий Ильич Меркулов, увидел свет в 1831 году в деревне Прудищи на территории Тульской области. Это место находится недалеко от мест, откуда происходили братья-заводчики Баташевы, основатели города Выксы, где Варнава провел большую часть своей жизни.

Детство и отрочество

Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Они были добрыми и богобоязненными людьми, их сердца радовались рождению сына и они назвали его в честь святого Василия Великого. Василий был мальчиком шустрой и подвижной натуры, как вспоминал о своем детстве старец. Его набожные родители отправили его в школу псаломщиков, где он изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу. Посещая располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь, Василий знакомится с монахом Герондием. Это влияет на него и он решает посвятить себя служению Богу.

Послушник Гефсиманского скита

В 1850 году Василий посетил вместе с матерью Троице-Сергиеву Лавру. Спустя год он вернулся туда с Герондием и поселился в Гефсиманском ските по уставу Саровской пустыни. В ските он получил влияние от монаха Даниила (Схимовского). В 1856 году Василий получил отпускную грамоту и в 1857 году стал послушником. Почти через десять лет, после смерти старца Даниила, 20 ноября 1866 года Василий принял постриг и вступил в старческий подвиг под именем Варнава.

Народный духовник

В 1871 году Варнава был рукоположен в иеродьяконы, а через год, 10 января 1872 года, он стал иеромонахом. Некоторое время спустя он был утвержден наместником Лавры и получил звание народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента его известность стала распространяться среди верующих, и за его благословением начали совершать паломничества из разных уголков России. Свидетельства современников, встречавшихся с ним, содержат множество примеров прозорливости этого старца. В январе 1905 года сам император-мученик Николай II пошел к нему на исповедь.

Устроитель Иверской обители на Выксе

В России старчество было особым видом монашества, и старцы не только стремились к духовному возрождению, но также оставляли после себя материальные следы своей духовности в виде монастырей, которые процветали под их руководством. Отец Варнава вложил много сил и усилий в возрождение Иверского женского монастыря, который был основан в 1863 году. Благодаря его труду, к началу XX века монастырь достиг значительного процветания.

17 февраля 1906 г. произошла кончина старца. 19-го числа на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отправляет телеграмму, в которой говорится, что усопший будет похоронен на братском кладбище Гефсиманского Скита. В 1913 году возникает вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Иверский Варнавский женский монастырь. Однако его решение, видимо, помешали война и революция.

Канонизация

В 1989 году был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы на Соборе. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы. 30 сентября 1994 года Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, сообщив, что комиссия пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

Преподобный Варнава Гефсиманский был духовным наставником преподобного Серафима Вырицкого (Муравьева).

Старец Варнава дал свое благословение Василию Муравьеву быть его духовным сыном и с удовольствием наблюдал за его духовным ростом, делая щедрые подарки своим духовным знанием. Старец готовил Василия к иночеству и по его благословению Василий и его жена должны были стать монахами, когда Россию ожидали тяжелые времена. Годы, проведенные под руководством старца, стали основой для дальнейшего духовного роста Василия Муравьева.

26 октября 1920 года владыка Вениамин одобрил пострижение Василия Муравьева и его супруги в монашество, а 29 октября 1920 года архимандрит Николай (Ярушевич), настоятель Лавры, провел пострижение Василия Муравьева в монашество с принятием имени Варнава (в монашестве - Серафим). Также в это время в монастыре Воскресенского Новодевичьего монастыря была пострижена в монашество Ольга Муравьева под именем Христина (в монашестве - Серафима). Это исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева, которое он преследовал почти 45 лет.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу, и Царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. / Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость.

Кондак, глас 2

Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / «Тако хощет Бог:/ словом и хлебом питай алчущих», - поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя;/ не остави нас, утешительный отче, / небесною любовию твоею.

Величание

Уважаемый отец Варнава, мы почитаем твою святую память и признаём тебя наставником монахов и общением с Ангелами.

Молитва

О преподобие отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения Господом и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в лавру Преподобного Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матери повелением настоятеля Аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова. Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным - послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.