Биография

Преподобный Варсонофий был из числа выдающихся старцев Оптинского монастыря. По словам преподобного Нектария, "он, будучи ярким военным человеком, однажды внезапно, по воле Божьей, стал великим старцем". В миру отец Варсонофий носил имя Павел, и его чудо напоминает великое призвание апостола Павла, который также благодаря воле Божьей стал апостолом после того, как был гонителем христиан.

Старец Варсонофий обладал всеми дарами, которые характерны для старцев Оптинского монастыря: он был прозорливым, способным совершать чудеса, изгонять демонов и исцелять болезни. Ему были открыты истинные пророчества о рае, и его видели во время молитвы, покрытого неземным светом. После своей смерти он несколько раз являлся Оптинским инокам.

Игумен Иннокентий (Павлов) описал его как гиганта духа, отмечая, что без его совета и благословения отец Ксенофонт ничего не предпринимал. Также отмечалось, что его духовные качества и обаяние оказывали влияние на всех его духовных подопечных. Это подтверждается выражением из надгробного слова: "гиганта малыми деревцами не заменишь".

Дорога к Оптиной пустыни старца Варсонофия была самой долгой из всех старцев. Он прибыл на эти земли в возрасте сорока семи лет, со своим длинным седым волосом, получив благословение от преподобного Амвросия. Каким был этот путь?

Многие документы и свидетельства о жизни старца до его вступления в братию Оптиной Пустыни, после сорока шести лет, почти полностью утеряны, поэтому многое остаётся неизвестным. Однако отец Варсонофий часто рассказывал о себе в разговорах с духовными детьми, и их записи дошли до нас, открывая сведения о его жизни до Оптиной Пустыни.

Преподобный Варсонофий, изначально Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день, посвященный память преподобного Сергия Радонежского, кого он почитал защитником. Его мать Наталия умерла во время родов, а сам ребенок был спасен таинством Крещения, которое было совершено священником немедленно после рождения. Отец его был казаком, который занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были известны своими большими богатством. Им принадлежали почти все дома на Казанской улице. Семья Плиханковых была известна своей религиозностью и верой. Они активно помогали храму Казанской иконы Божией Матери, который также находился на этой улице. Семья верила, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери, отец вступил в брак вторично, и новая жена, мачеха, была для ребёнка истинным благословением. Она была глубоко верующей и заботливой, заменив ребёнку родную мать. С самого раннего возраста Павлуша стал преданным православным. Он ходил с мачехой в церковь, регулярно причащался и читал домашнее молитвенное правило. Позднее он вспоминал, что мачеха любила молиться дома, а он иногда распевал на всю квартиру молитвы. В пять лет Павлуша начал служить в алтаре и часто слышал, как люди предсказывали ему священническое призвание.

Случайный эпизод произошел с мальчиком, когда ему было около шести лет. Он вспоминал позднее: "Я был в саду с отцом, когда вдруг по аллее появился странник. Как он смог попасть в сад, окруженный собаками, которые никого не пускали без лая? Странник подошел к отцу, показал на меня и сказал: "Помни, отец, это дитя в свое время будет спасать души из ада!" После этих слов он исчез, и мы не смогли его нигде найти. Таинственно, кто же он был?"

В возрасте девяти лет Павлуша поступил в гимназию, и его учеба там прошла очень успешно. Он был преданным читателем и имел глубокие знания в мировой литературе. В зрелом возрасте он часто подчёркивал важность книжных знаний, особенно житий святых. Вспоминая свои годы в гимназии, он рассказывал о каникулах в живописном казённом имении, о берёзовой аллее, где он молился среди деревьев, именно там, как он считал, он получил благословение на своё будущее как монах.

После окончания Оренбургского военного училища он прошёл штабные офицерские курсы в Петербурге. По мере продвижения по службе он достиг звания начальника мобилизационного отделения, а затем стал полковником. На тот момент он даже не думал о поступлении в монастырь и представлял себе монашескую жизнь как "страшную скуку, где только редька, постное масло и поклоны". Однако он чувствовал, что Бог манит его в монастырь, и в конечном итоге он был призван в этот путь. Именно поэтому у офицера Павла Ивановича Плиханкова было столько "странностей".

Павел Иванович был молодым военным, который проводил время в компании своих товарищей, наслаждаясь различными развлечениями. Однако со временем он стал все более склоняться к аскетическому образу жизни. Его комната была украшена иконами и книгами, она напоминала келью монаха своей простотой и порядком. Вскоре его товарищи постепенно уходили замуж.

Впоследствии старец вспоминал это время: когда ему было тридцать пять лет, его мать обратилась к нему с просьбой перестать избегать женщин, предупредив, что скоро ему будет трудно найти себе супругу. Подчинившись матери, он исполнил ее желание, и в этот же день на обеде знакомых вступил в беседу о молитве Иисусовой со священником, который вдохновил его решение остаться холостым.

Обладая блестящей военной карьерой, он достиг высокого полковничьего звания, которое могло привести его к стяжанию больших богатств и престижа. Однако он выбрал отказаться от всего этого. Его сослуживцы и знакомые удивлялись: что могло сподвигнуть столь привлекательного и благородного человека отказаться от общепринятых радостей земной жизни? Он избегал брака, роскоши и мира, не ходил на балы, званые обеды и отдыхался на светских мероприятиях. Даже театр, в который он ходил, был им брошен. Некоторые даже говорили за его спиной: "Он сошел с ума, но ведь он был таким замечательным человеком!"

По приглашению своего военного начальства Павел Иванович посетил оперный театр, где во время спектакля овладела им невыразимая тоска. Впоследствии он вспоминал, что в тот момент почувствовал, будто голос в его душе спросил: "Если ты умрешь сейчас, что будет с тобой? Какова будет твоя душа пред Богом?"

И так, Павел Иванович покинул театр и больше никогда не посещал его. Прошло несколько лет, и ему захотелось узнать, какое событие произошло в то время, когда он решился на этот шаг. Выяснив, что это был день памяти святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, он понял: "Господи, это был святитель Варсонофий, который проведал мой уход из театра! Какой глубокий смысл скрыт в событиях нашей жизни, как они располагаются по особому таинственному плану".

Однажды, посетив Казанский монастырь, Павел Иванович узнал, что настоятеля зовут игумен Варсонофий. Узнав, что мощи святителя Варсонофия и архиепископа Гурия находятся в этом монастыре, он стал молиться у их мощей и просить их заступничества перед Богом. Вдохновленный этим, он начал помогать монастырю, покупая лампадки и иконы. Павел Иванович очень полюбил этот монастырь и испытывал к нему большую привязанность.

Теперь коллеги больше не приглашали Павла Ивановича на вечеринки и в театр. Вместо этого у него появились маленькие друзья. Александр, помощник Павла Ивановича, помогал ему находить бедных детей, живущих в нищих домах, хижинах и подвалах. Старец рассказывал: "Я очень любил устраивать детские пиры. Эти пиры доставляли одинаковую радость как мне, так и детям... Я также рассказывал им что-то полезное для души, из житий святых, или вообще о духовных вещах. Все слушали с удовольствием и вниманием. Иногда я приглашал кого-нибудь из монахов или иеромонахов, чтобы они рассказывали, и это производило ещё большее впечатление... Вокруг нас была поляна, за ней река, а за рекой был Казань со своими домами, садами и храмами... Это было прекрасно, сколько радости - чистой радости - испытывал я тогда и сколько благих семян брошено было в эти детские души!"

В столице России Павел Иванович встретился с преподобным отцом Иоанном Кронштадтским. Это важное событие оставило неизгладимый след в его жизни. Он впоследствии напишет: "Однажды, будучи еще офицером, мне пришлось по служебной необходимости отправиться в Москву. На вокзале я узнал, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я немедленно направился туда. Войдя в церковь, я заметил, что обедня уже заканчивается. Пройдя к алтарю, я увидел, как отец Иоанн переносил святые дары с престола на жертвенник. Он вдруг подошел ко мне, поцеловал мою руку и, ничего не сказав, вернулся к престолу. Все присутствующие обменялись взглядами и сказали, что это событие как-то связано с моей судьбой, и решили, что я стану священником... И вот как неисповедимы пути Господни: я не только стал священником, но и монахом".

В итоге, Павел Иванович решил посвятить себя монашеской жизни. Но ему не было ясно, в какой монастырь идти. Во время размышлений он прочитал статью об Оптиной пустыни и старце Амвросии в одном духовном журнале. Это вдохновило его взять отпуск и отправиться в монастырь, указанный в статье.

При приближении к Оптинскому скиту, одна из верующих, находившихся в местной «хибарке» старца Амвросия, внезапно радостно воскликнула: — Павел Иванович приехал.

С приветствием отозвался старец Амвросий: "Вот и слава Богу". Оба святых монаха почувствовали в душе, что пришел будущий старец. Когда Павел Иванович вошел в келью Старца, он обнаружил там отца Амвросия и отца Анатолия (Зерцалова). Они приветствовали его с особой радостью, а отец Амвросий, несмотря на свою болезнь, даже встал, чтобы проявить уважение к приехавшему.

В данном месте, в «хибарке» Павел Иванович услышал удивительные слова от преподобного: "Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму". Он также был обязан жертвовать определенные суммы из своего довольно высокого жалования полковника на благотворительные нужды для храмов.

В 1881 году у Павла случился воспаление лёгких, и во время болезни он испытал чудесное видение, которое привело к его духовному прозрению. Он увидел открытые небеса и испытал сильное потрясение от страха и света. В этот момент он также осознал свою жизнь и принял покаяние за все её ошибки. После этого он услышал голос свыше, который повелел ему отправиться в Оптину Пустынь. Впоследствии его окружило духовное зрение, и, по словам старца Нектария, "из блестящего военного он стал старцем благодаря воле Божьей".

К удивлению всех, больной быстро поправился и после выздоровления отправился в Оптину. Святой Амвросий приказал ему завершить все свои дела за три месяца, угрожая, что иначе он погибнет. Однако возникли трудности: он поехал в Петербург, чтобы подать прошение об отставке, но ему предложили более выгодную должность и задерживают отставку. Его друзья насмехаются над ним, платежи задерживаются, и он не может завершить свои дела, вынужден искать деньги взаймы, но не находит их. Однако его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывая ему, где можно достать деньги, и также побуждая исполнить Божью волю. Люди препятствуют его уходу из мира, даже находят ему невесту. Только мачеха, которая заменила ему родную мать, радовалась и благословила его на монашеское служение.

С помощью Божией Плиханков преодолел все препятствия и прибыл в Оптину Пустынь в последний день своего трехмесячного срока. Когда он пришел, старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и Павел Иванович пришел к его гробу. 10 февраля 1892 года его приняли в братство Иоанно-Предтеченского скита и одели в подрясник. Три года подряд каждый вечер он ходил к старцам для бесед: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, которые продолжили дело старца Амвросия.

Преподобный Анатолий призвал новоначального к послушанию у иеромонаха Нектария, последнего великого старца Оптинского монастыря. Под руководством отца Нектария он прошел все степени иноческой жизни, постригшись в рясофор во время Великого поста 26 марта 1893 года. По болезни он был постригнут в мантию под именем Варсонофий в декабре 1900 года, затем рукоположен в иеродиакона 29 декабря 1902 года и в иеромонахи 1 января 1903 года.

В 1903 году старейшина Варсонофий был назначен помощником святого отца и одновременно духовником Шамординской женской обителью. Он оставался на этой должности до начала войны с Японией.

В 1904 году началась Русско-японская война, и преподобный Варсонофий был послан на фронт для обслуживания лазарета имени преподобного Серафима Саровского. Он исповедовал, причащал и соборовал раненых и умирающих солдат, часто подвергая себя смертельной опасности.

После окончания войны в 1907 году отец Варсонофий вернулся в Оптину Пустынь и был назначен настоятелем Оптинского скита. Его репутация распространилась по всей России. В это время святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и преподобный старец Варнава Гефсиманский ушли из жизни. Россия приближалась к страшной войне и революции, житейское море было волновано безумными идеями, и люди утопали в его волнах.

Они стремились в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию, искав исцеления для истерзанных грехом душ, и ответа на вопрос: как спастись? Он видел глубоко в человеческую душу и мог помочь людям воздвигнуться после падения, исцелять их болезни и изгонять бесов благодаря своим молитвам.

Его дар ясновидения проявился особенно ярко, когда он совершал Таинство исповеди. Рассказывается, что 16-летняя С.М. Лопухина приехала в Оптину и попала в «хибарку», где принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее, позвал в исповедальню и там подробно пересказал всю ее жизнь, год за годом, проступок за проступком, даже указывая даты, когда они были совершены, и имена людей, с которыми они были связаны. После этого он велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хочу научить тебя правильной исповеди»...

Сильное впечатление произвела на духовную дочь старца его исповедь. Она вспоминает, как вошла в хижину, перекрестилась и замерла перед иконой Царицы Небесной. Остановился старец, призвал ее к себе и упрекал за скрывание грехов на исповеди. Дочь была потрясена, чувствовала свою греховность и величие старца. Он робко признавал свои грехи и боялся ей причинить боль, но в то же время строго обличал ее. После исповеди старец дал ей правила для молитвы и просил не прославлять его как святого.

Во время общения с молодыми людьми, старец Варсонофий высказывал свои мысли о духовности.

Существует различные пути к спасению людей. Некоторых спасает Господь в монастыре, в то время как других – в мире... В любом месте можно избежать гибели, лишь не отступайтесь от Спасителя. Держитесь за одежду Христа – и Христос не покинет вас.

Размышляя о мире, я считаю нужным отметить, что для меня мир - это служение своим страстям, вне зависимости от того, где оно происходит, даже в монастыре. Просто жить в монастыре, окруженным стенами и одетым в черное, еще не гарантирует спасение.

Признаком духовной замерзши черной души становится игнорирование церковных служб. Человек, который теряет интерес к Богу, сначала становится непунктуальным в посещении церкви, а затем вообще прекращает посещать храм. Те, кто искренне ищет Христа, обязательно находят Его, в соответствии с Евангельскими словами: "Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете", "В доме Отца Моего много обителей". Важно отметить, что здесь Господь говорит не только о том, что найдете Небесного Отца, но и что Иисус Христос будет присутствовать в церкви, которую вы посещаете, а также в вас самих.

Каждая душа находится в том месте, где Господь считает, что она будет наиболее успешной. Внешнее окружение играет свою роль, но внутренний покой и радость души зависят от отношения к Богу и желания Его найти.

Нет сомнений в том, что Бог заботится о всех своих детях, ибо его любовь безгранична. Однако, если мы взглянем на это с человеческой точки зрения, то мы поймем, что не всегда дарение большой суммы денег может помочь нищему человеку, в то время как даже небольшая сумма может изменить его жизнь к лучшему. Точно также, Бог знает, что лучше всего для каждого из нас. Мы не можем просто так взять и следовать заповедям Бога, это требует усилий и самоотречения. Три столпа, на которых стоит исполнение заповедей — молитва, пост и трезвость.

Иногда даже для святых людей самая трудная задача – молиться. Всякая добродетель становится привычкой со временем, но молитва требует усилий до самой смерти. Наш старый человек сопротивляется ей, и враг особенно борется против молящегося. Молитва – смертельный удар для дьявола, она поражает его. Даже святые, такие как преподобный Серафим, должны были заставлять себя молиться, не говоря уже о нас, грешных.

Второй способ - пост. Пост бывает двух видов: внешний - воздержание от скоромной пищи, и внутренний - воздержание всех чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Оба вида поста неразрывно связаны между собой. Некоторые люди понимают только внешний пост. Например, кто-то приходит в компанию, начинаются разговоры, осуждение других, он активно участвует в них. Но когда наступает время ужина, ему предлагают котлеты, жаркое... Он твердо заявляет, что не ест скоромного.

Владельцы уговаривают нас, чтобы мы ели полностью, ведь это не только то, что входит в наш рот, но и то, что выходит из наших уст.

Безусловно, у меня к этому вопросу весьма твердое мнение.

Этот индивидуум не осознает, что он уже нарушил свои внутренние установки, осуждая своего ближнего.

Поэтому важно быть трезвым. В процессе работы над собой человек постепенно избавляется от зависти, ненависти и клеветы, а в его сердце укореняется любовь.

В течение всей своей монашеской жизни преподобный Варсонофий редко покидал Оптину, и то только по послушанию. В 1910 году он отправился на станцию Астапово, также по послушанию, чтобы дать последнее напутствие умиравшему Л.Н. Толстому. Он впоследствии вспоминал с грустью: "Меня не пустили к Толстому... Молил врачей, родных, но ничего не помогло... Хотя он был Лев, но не смог разорвать цепь, которую сковало его сатана".

В 1912 году преподобный Варсонофий был назначен настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Он смиренно просил оставить его в скиту для жительства на покое, даже просил оставить его в качестве простого послушника. Но, несмотря на его великие духовные дарования, нашлись недовольные его деятельностью, которые путем жалоб и доносов добились его удаления из Оптиной.

Смело переносив скорбь от расставания с любимой Оптиной, старец берется за подготовку обители, которая была сильно запущена и нуждалась в ремонте. К нему по-прежнему приходит народ за утешением и помощью, а сам он, страдая от множества болезней, не отказывает никому, врачуя и тело и душу, уча и направляя всех на трудный, но единственно спасительный путь.

В древнем городе Старо-Голутвине старец совершает чудо, исцеляя глухонемого юношу по его молитвам. Мать молодого человека объясняет, что его болезнь - это наказание за грех, совершенный им в детстве, но старец успокаивает её, шепча что-то на ухо глухонемому. Когда мать напоминает старцу, что юноша глухой, он отвечает, что он слышит его и снова шепчет на ухо. Взгляд молодого человека наполняется ужасом, и он кивает головой покорно. После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь покидает его.

Старый монах управлял обителью менее года. Во время своей последней болезни он испытывал страшные муки. Он отказывался принимать помощь от врачей и от еды, говоря: "Оставьте меня, я уже на кресте..." Ежедневно он принимал причастие.

В четырнадцатом апреле 1913 года преподобный Варсонофий предал свою душу Господу. Его похоронили в Оптиной пустыни, рядом со своим духовным отцом и учителем, преподобным Анатолием (Зерцаловым). В 1996 году его причислили к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года он был прославлен для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Его мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Тропарь преподобному Варсонофию Оптинскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу прии́м бо крест после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прихо́дит бо: прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: тем же и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Варсонофие, дух твой.