Биография

Данный лицо использовал несколько псевдонимов, таких как Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов, Беляев Плака-Альбов.

Братом известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского был его родной брат.

Григорий Иванович Беляев родился в семье купца, чьи предки переселились из местечка Бар. Его начальное образование было домашним, а с 1708 года он продолжил обучение у преподавателей Киевской духовной академии. В период с 1715 по 1723 годы он был студентом Киево-Могилянской Академии, куда поступил благодаря рекомендации ректора Феофана Прокоповича. В то время он учился с будущими писателями и государственными деятелями, такими как С. Тодорский, С. Кулябка и М. Козачинский.

В 1723 году он был вынужден покинуть Академию из-за болезни, и начал заниматься философией. Его не привлекала священническая карьера, и он поддерживал желание увидеть чужие страны. Вместе с Иустином Леницким, братом епископа Варлаама Леницкого, он отправился во Львов (Речь Посполитая), где поступил в иезуитскую коллегию под видом униата, но его обман был раскрыт, и он был вынужден покинуть школу. В 1724 году они отправились в Италию через Словакию, Венгрию и Австрию, чтобы посетить мощи Николая Мирликийского в городе Бари, и по пути они посетили Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию.

В 1725 году, после разрыва отношений с Леницким, он отправился на Афон в сопровождении бывшего архимандрита Тихвинского монастыря Рувима Гурского, который был доверенным лицом царевича Алексея Петровича. Гурский бежал из России после начала следствия по делу сына Петра I. Однако до Афона они не добрались, так как Гурский умер во время путешествия.

С 1726 по 1728 год бродил по землям Палестины, посетил Иерусалим и Иордан, заглянул на берега Мертвого моря, после чего отправился в Каир, где осмотрел Синайский монастырь. Пройдя через города Суэц, Дамиетта, Бейрут и Триполи, добрался до Дамаска, а затем снова отправился на Синай и в Палестину. В 1728 году, во время своего путешествия по Ливану, посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре. С 1729 по 1731 годы проживал в Триполи, где изучал старогреческий и новогреческий языки и литературу, философию, логику и естественные науки. Во время каникул он также посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос и Патмос.

В 1734 году в Дамаске Василий был пострижен монахом под патронатом патриарха Антиохийского Сильвестра, с которым он был очень близок. С октября 1734 по апрель 1735 года, по просьбе архиепископа Кипрского Филофея, он преподавал латинский язык в местной школе и проживал на архиепископском подворье.

С 1736 по 1743 год находился на острове Патмос, где продолжал заниматься изучением языка, логики и метафизики, и в то же время преподавал латинский язык в местной школе.

В 1743 году А. А. Вешняков, русский резидент в Константинополе, пригласил его в столицу Османской империи и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии. В 1744 году он был направлен на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек.

В течение 1744-1746 годов он путешествовал по Афону, Афинам и острову Крит. После возвращения в Константинополь в 1746 году он столкнулся с проблемами с новым русским резидентом, который обвинил его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. В связи с этим он решил вернуться в Киев через Болгарию, Валахию и Польшу, чтобы доказать свою невиновность. Он вернулся в Киев 2 октября 1747 года, и вскоре после этого умер в результате тяжелой болезни.

Его могила находится в Киево-Братском монастыре.