Биография

В мирском обществе Владимир Михайлович Родзянко был рожден в усадьбе Отрада, находившейся в Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы до революции. В 1920 году семья вынуждена была эмигрировать в Югославию.

Владимир Родзянко получил образование в сербско-русской классической гимназии в Белграде, а затем поступил на богословский факультет университета. Его учителями были известные деятели православной церкви ХХ века - святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович) и глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1938 году он вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью русского священника, и через год был посвящен во священника Сербской Православной Церкви.

В период Второй мировой войны он активно участвовал в деятельности сербского сопротивления, а в 1949 году был осужден титовским судом на восемь лет за превышение разрешенной религиозной пропаганды.

Проведя два года в лагерях, он был вынужден покинуть Сербию.

С 1952 по 1978 год вел религиозные программы на Би-Би-Си, направленные на аудиторию в России.

В 1978 году после потери супруга, он принял постриг в монашество и был посвящен во епископа Вашингтонского несколько месяцев спустя. В последующие четыре года он занимал должность руководителя Сан-Францисской епархии, а затем ушел на покой в связи с его несогласием с обновленчеством.

В 1981 году после изгнания он приехал в Россию впервые. С 1986 года он часто посещал Родину, проводил долгие периоды времени в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии и написал книгу "Теория распада вселенной и вера отцов".

В ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне произошло его уход из жизни.

Два недели назад совершенно нормально общались с епископом по телефону. Он был, как всегда, энергичен и проявлял живой интерес ко всем событиям в России. Он переживал из-за взрывов в Москве и военных действий в Дагестане, и жаловался, что не может приехать сюда прямо сейчас.

Владыка говорил, что его ноги совсем не слушаются его, и он приходится сидеть, когда служит литургию на Преображение. И даже в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживают под руки. Он говорил о том, что это была милость Божия, что он причастился...

В одном из своих приездов в Москву он сказал: "Пока я могу служить перед престолом, вести литургию, я буду жить, иначе мне жить нечего". В этих словах он выразил свою основную жизненную цель - служить Богу, служить людям, служить России, которую он любил искренне. Эту любовь он унаследовал от своих родителей, от деда, от владыки Иоанна (Максимовича).

Всегда дружелюбный и готовый помочь, этот властелин привлекал к себе людей во всех местах, которые он посещал - в России, Югославии, Америке. Немногие знают, что за последние годы он привлек более трех тысяч человек к Православию. Но это действительно так было.

Однажды группа молодых людей, исповедующих протестантство и увлеченных изучением древних конфессий, таких как Эфиопская, Григорианская и Коптская церкви, обратилась к владыке с просьбой прочитать курс лекций по Православию. Владыкой Василием было согласовано устроить серию семинаров, которые быстро приобрели популярность и привлекли все большее количество слушателей. Ученики владыки совершили паломничество в Россию, Грецию, Иерусалим и на Афон.

Спустя два года количество людей, которые изучали Православие, выросло до трех тысяч. Они обратились к владыке с просьбой о присоединении к Православию, и это происходило не раз.

Много людей обратились к Богу, прослушав проповедь на Би-Би-Си. Один случай особенно запомнился.

В конце 80-х годов в приходе Костромской епархии был организован лагерь для православной молодежи, в котором приняли участие и американские участники под руководством владыки Василия.

Во время пути в Горелец через лесную глушь они столкнулись с ужасной сценой. На перекрестке проселочных дорог увидели грузовик на обочине и перевернутый мотоцикл на дороге, а рядом с ними лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Его сын, получивший перелом руки, стоял рядом и, к счастью, остался жив.

Владыка подошёл к молодому человеку, чтобы узнать, что произошло. Выслушав рассказ молодого человека, он спросил, был ли его отец верующим. Молодой человек ответил, что его отец не посещал церковь, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и при этом говорил, что отец Владимир Родзянко - единственный человек, которому он верит в жизни.

Владыка скрестил свои руки на груди и произнес: "Тот священник, о котором рассказывал ваш отец, - это именно я".

Сын был в шоке. Владыка опустился на колени перед усопшим, поцеловал его, прочитал молитву и сказал: "Бог повелел мне прийти с другого конца мира именно в этот день и час, в этот лес, на этот перекресток, чтобы отдать последний долг тому, кто верил мне, грешнику. Давайте помолимся о его душе..." И провели панихиду над погибшим.

Владыкой было много событий в жизни, о которых он рассказывал. Он утверждал, что это не просто случайные совпадения, а нечто большее, и при этом приводил цитату митрополита Антония (Храповицкого): "Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются".

Веруя в Божий Промысел, он всегда открыто размышлял о нем, иллюстрируя свои мысли примерами из своего опыта.

В возрасте двух лет Владимир Родзянко вместе с семьей бежал из России, после того как Михаил Родзянко, его дед, был осужден на смертную казнь Лениным. Они пересекли море на английском военном корабле, где условия были крайне тяжелыми из-за большого количества беженцев на борту. Путешествие стало для Владимира настоящим испытанием, а также карантин в Салониках и путешествие на волах через разрушенную войной Сербию. Он также перенес тяжелые моменты в шесть лет, когда его гувернер, русский офицер, наносил ему тяжкие телесные наказания по приказу деда, а затем заставлял его стоять на коленях до появления крови.

Владыка вспоминал о своем опыте без осуждения. Он выражал мысль, что с самого начала ему был ясен промысл Божий, показавший ему значимость ада, чтобы впоследствии осознать через отца Иоанна, его любовь и доброту, что существует другой светлый, чистый и райский мир - мир храма Божьего.

Без прошлого опыта, который я пережил в детстве, моя личность сегодня была бы совершенно иной.

Всего в двенадцать лет Володя Родзянко обещал самому себе, что он будет посвящать свою жизнь служению Богу, и он сдержал свое обещание до конца своих дней.

В свои восемнадцать лет он смог уладить конфликт, который возник в Русской Зарубежной Церкви между митрополитом Антонием (Храповицким) с одной стороны и митрополитами Евлогием и Платоном с другой. Этот раскол был настолько серьезным, что две части одной Церкви прокляли друг друга как еретиков и прекратили общение при причастии.

Приехав в Париж к своей семье, Володя Родзянко пошёл с ними в церковь и вдруг осознал, что они окажутся среди раскольников, с которыми нельзя молиться. Это разочарование привело его обратно в Белград, где он умолил митрополита Антония написать письмо митрополиту Евлогию и помириться с ним. Процесс примирения был трудным. Володя, только что закончивший гимназию, стал курьером между Парижем и Белградом, страстно убеждая всех, что раскол - это неприемлемо; неприемлемо, когда даже родственники оказываются в разных лагерях и не могут молиться вместе.

Его отец Савва Струве, епископ Камчатский Нестор, и Патриарх Сербский Варнава поддержали его и помогли пройти через трудные времена, когда в церкви произошел раскол. Он обсуждал с юношей настроения русской эмиграции в Париже и старался оказать влияние на русских иерархов в Югославии. В конце концов митрополиты Антоний и Евлогий встретились в Сремских Карловцах, чтобы разрешить разногласия молитвами и благодарственным молебном. Позже митрополит Антоний сказал, что юноша Владимир Родзянко оказался мудрее двух старцев.

Владыка Василий всегда сохранял свою принадлежность к Русской Церкви, избегая юрисдикции Зарубежного Синода из-за разногласий с их позицией по отношению к Московской Патриархии. Он утверждал, что разделение вызвано человеческими слабостями и страстями, что в расколе нет истины, и призывал к покаянию перед Богом и миром. Его убеждение было в том, что только в единстве можно обрести Бога.

Он испытывал глубокую радость от возможности проведения богослужения на своей родной земле.

В различных храмах и монастырях он часто призывал: "Подайте нам от вашего елея!" Он искренне верил, что Россия претерпела страдания в ХХ веке и что перед ней стоит духовное возрождение. Человек, проживший всю жизнь на Западе, он приезжал сюда, чтобы учиться и укрепляться духовно. "Каждая бабушка, сохранившая веру в течение всех этих ужасных лет, - мученица", - говорил он.

И властелин в своей жизни также пережил тяжелые испытания в лагерях.

После войны в Сербии во многих домах были обнаружены невероятные иконы на стеклах. Похоже, что кто-то тонким предметом или инструментом вырезал или нанес рисунок на поверхность стекла. Эти иконы были прорисованы святыми: Кириллом и Мефодием, апостолами Петром и Павлом, и мадонной с ребенком Иисусом. Власти Титовской Югославии строго преследовали тех, кто говорил о чудесных иконах, и стекла с узорами изымали и разбивали.

Отцом Владимира Родзянко был священник, который проводил молитвы перед изображениями святых, несмотря на запреты властей. Это привело к его аресту и осуждению на восемь лет заключения в концлагерях.

В лагере Владыка Василий сталкивался с тяжелой работой, требующей сделать 700 черепиц за день. Невыполнение нормы приводило к заключению в карцер - холодный каменный мешок. Владыка происходил из дворянского рода, связанного с князьями Голицыны и Юсуповыми, а также баронами Мейндорфами по материнской линии. Не привыкший к физическому труду, он стер свои ладони до костей. Часто попадая в карцер, он непрерывно совершал земные поклоны и молился. Иногда уставал и засыпал на ледяном полу, но вскоре просыпался и продолжал бить поклоны.

Больше всего его тревожила судьба его матери, Марии, которая осталась одна с двумя маленькими детьми без какой-либо поддержки. Матушка Мария преподавала английский язык в школе, но после того, как её мужа арестовали, её уволили как жену врага народа.

Отец Владимир усердно молился Господу, чтобы он позаботился о жене и детях. И вот однажды в тюрьме, после молитв, когда он улегся на пол и заснул, к нему пришел старец. Отец Владимир узнал его - это был преподобный Серафим Саровский, он выглядел так, как его изображают на иконах. Преподобный прикоснулся к его голове и сказал: "Ты не должен беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье".

Отцу Владимиру пришлось пробудиться сразу, но к тому времени, когда он проснулся, в карцере уже не было никого. Однако его душа была полностью освобождена от тревоги и отчаяния. Он описывал это чувство как нечто, что похоже на то, что он испытывал после пасхальной литургии.

По прошествии того же дня он был освобожден из тюрьмы и вскоре трансферирован в другой лагерь, где его, как специалиста по иностранным языкам, назначили на службу переводчика иностранных радиопередач.

Позже было получено письмо от матушки, в котором она рассказывала, что в определенный день Серафим пришел к ней и утешал.

Отец Владимир сразу узнал преподобного Серафима, когда тот приходил к матушке. И это было в тот самый день, когда он являлся ему.

Жизнь женщины изменилась, когда к ней обратились родители её бывших учеников с просьбой преподавать английский язык частным образом. Это позволило ей зарабатывать значительно больше, чем раньше, когда она работала в школе.

Мария родилась в городе Курск и была членом церковного хора в храме, построенном родителями преподобного Серафима Саровского.

Владыка Василий являлся священником, предназначенным Богом. В мире мы видим художников и музыкантов, наделенных талантом от Бога, а вот он был избранным священником. Накануне своей кончины он открыл нам причину своего выбора пути священника.

В возрасте двенадцати лет он служил в русской Троицкой церкви в Белграде. После службы дети, прислуживавшие в алтаре, обычно провожали его до дома отца Иоанна Максимовича. Он любил рассказывать им много интересного о духовной жизни и расспрашивал о их делах.

Однажды молодой Володя Родзянко провожал своего духовника один. Отец Иоанн взглянул на него внимательно и сказал: "Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда вырастешь, стань священником, чтобы молиться о своем деде. Он был верующим человеком, но его деяния принесли много вреда России и Царской семье. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил..."

Всю свою жизнь Владыка испытывал ревность к деду перед Россией. Он рассказывал о последних годах жизни Михаила Родзянко, о том, как он переживал за Россию, как на его столе всегда стояла фотография Императора. Бывший председатель Государственной Думы часто молча сидел перед нею и молился.

В Царском Селе, в Федоровском соборе, владыка Василий проникновенно выразил то, что всегда сильно волновало его. Эта проповедь, вероятно, оставила неизгладимое впечатление на всех ее слушателей. Она так коротка, что ее можно процитировать полностью.

Дед моего героя стремился к благу России, но из-за своей слабости часто допускал ошибки. Одной из таких ошибок было отправление своих представителей к Государю с просьбой об отречении. Он не предполагал, что Государь отречется как за себя, так и за своего сына. Когда узнал об этом, дед горько расплакался, заявив, что "Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла". Он стал непреднамеренным причинителем екатеринбургской трагедии. Хотя это был непреднамеренный грех, он остается грехом. За год до своей смерти владыка извинился за своего деда и за себя перед Россией, ее народом и Царской семьей. В своем качестве епископа, данного ему от Бога, он простил и освободил его от этого непреднамеренного греха.

В 1988 году священник от Бога сопровождал владыку Василия на богословскую конференцию, посвященную тысячелетию Крещения Руси. Владыка должен был делать доклад в Присутствии Патриарха, многих видных иерархов и богословов. Опаздывая к началу заседания, он спустился по лестнице обычной московской пятиэтажки и встретил пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила его причастить ее умирающую сестру. Владыка согласился и спросил у спутника, где ближайший храм, чтобы взять запасные Дары.

Спутник, уже взволнованный, начал объяснять терпеливо, что они опаздывают на значимое событие, где будет присутствовать Патриарх. Он также уточнил, что любой священник из местной церкви может причастить больную. На это владыка посмотрел на спутника строго, что заставило его почувствовать себя неловко. "Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?"

Конечно, они задержались и не успели принять участие в конференции, из-за чего владыке не удалось выступить с докладом. Но он сделал самое важное: он не только дал последние обряды умирающему, но и ясно продемонстрировал будущему священнику, что является основным в его жизни: Евхаристия - главный камень угловой его службы.

Его первая литургия была совершена вместе с его матерью во время гитлеровских бомбежек. По воле Божьей его первая служба состоялась в день начала бомбежек Германии сербских городов. Первая Пасха после его рукоположения была отмечена в подпольном храме в Нови Сад, который был под венгерской оккупацией. Несколько дней до этого в городе было расстреляно 26 православных священников. Отец Владимир Родзянко чудом избежал гибели и вскоре после этого в доме с занавешенными окнами, полным народа, торжественно провозгласил пасхальное "Христос воскресе!"

Совместно с владыкой Василием мы провели два с половиной года над созданием фильма "Моя судьба". В каждом из его визитов он делился с нами своей жизнью, иногда эти рассказы казались больше похожими на исповедь. Он открывал перед нами и перед зрителями свою душу, не скрывая самых сложных и трагических моментов своей невероятной судьбы. Иногда он говорил: "Может быть, я слишком откровенен, и это будет соблазном для людей?" - Но затем он решительно отбрасывал сомнения: "Пусть будет так, как есть, иначе люди почувствуют фальшь и неискренность".

В течение года он столкнулся с двумя трагическими событиями - потерей своей матери Марии и внука Игоря. Мать умерла от инсульта во время забастовки врачей в Англии, а через несколько месяцев его внук погиб в мотоциклетной аварии.

Для владыки наступили трудные времена. Когда он возвращался в свой одинокий дом, чувство отчаяния и пустоты охватывало его душу. Однажды взялся за сербскую водку ракию из шкафчика, выпил немного, потом еще. Это приносило ему облегчение. С течением времени он привык к ракии. Несмотря на то, что он продолжал свою службу в сербской церкви в Лондоне и делал религиозные передачи для Би-Би-Си, что-то изменилось в нем, и он не мог уже представить свою жизнь без алкоголя.

Однажды в церковь к нему пришла одна из его прихожан, сильно встревоженная. Она рассказала ему о своем сне, в котором ей явилась матушка Мария. Матушка была одета очень скромно и держала корзинку с бутылкой ракии. Открыв бутылку, она пригласила прихожанку выпить, сказав, что ракия очень крепкая. Женщина не посмела отказаться, уважая матушку. Но ракия оказалась слишком крепкой и горькой, и прихожанка не смогла скрыть своего недоумения. "Не удивляйся, - сказала матушка - Я тоже ее не любила, а теперь муж меня приучил к ней..." Затем она попросила прихожанку позвонить ее мужу и сообщить, что она приходила.

Отец Владимир рассмотрело это как знак свыше. С того момента привычка к алкоголю ушла навсегда. "Почему я, епископ, рассказываю об этом так откровенно? Я хочу сказать всем, кто остался безутешенным в этой жизни и утопается в вине, что ушедшие родные - живы. Они переживают вследствие наших грехов и падений, они заботятся о нас и молятся за нас..."

Василий, государь, скончался от сердечного приступа.

Мы увидели, что он внезапно сдался и почувствовал слабость, и это совпало с началом бомбардировок Югославии. Мы спросили его, как он относится к этому, и он ответил, что так, как если бы бомбили Москву и Россию.

Русский человек, который нашел свою вторую родину в Сербии, был изгнан из нее. Он был гражданином королевства Великобритании и в течение 20 лет был епископом Американской Автокефальной церкви. Его называли человеком мира, и он всегда был на своей земле, везде сеял семена просвещения, добра и любви. Голос американки Мэрилин, сообщающей о кончине своего духовного отца, был голосом отчаяния, одиночества и оставленности. Это почувствовали все, кто знал владыку Василия, даже немного.

Он был захоронен в Соединенных Штатах, но его дух принадлежит каждой стране, в которой он когда-либо проживал, с равной силой.

Когда ближайший помощник владыки Василия Владимир Гливинский уезжал в Америку на похороны, у него невольно вырвалось: "Передай поклон владыке". Тут же он опомнился и подумал: последний поклон.

Биография В. Щербинина, известного автора книги "Последний поклон", была написана с элементами лингвистики и богословия.

Книги автора

Беседы, проповеди, статьи