Биография

Иван Афанасьевич Федченков, известный богослов и лингвист, родился 2 сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец, Афанасий Иванович, начинал как крепостной крестьянин у И. И. Баратынского, а затем служил как конторщик.

В детстве мальчик Ваня часто болел, из-за чего его крестили вскоре после рождения. В возрасте полутора лет он тяжело заболел воспалением легких, и его мать пообещала Богу посетить мощи святителя Митрофана Воронежского, если сын выздоровеет. Когда мальчик поправился, мать выполнила свое обетное обещание и отправилась с ним в паломничество.

Спустя много лет Владыка узнал от своей сестры о том, что произошло дальше. Она рассказала, что их мать стояла в храме святого Митрофана, когда мимо проходил сторож-монах. Младенец, возможно, вертелся рядом с матерью, когда монах, вероятно, благословил их и произнес: "Он будет святитель!" Мать никогда не упоминала об этом сыну.

Посещал начальную школу в деревне Сергиевка Кирсановского уезда, после чего учился два года в Кирсановском уездном училище с 1891 по 1893 год.

Прошел образование в Тамбовском духовном училище и Тамбовской Духовной семинарии.

После этого он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и успешно завершил обучение, получив степень кандидата богословия. В академии он встретил своего духовного наставника - архимандрита (в будущем архиепископа) Феофана (Быстрова). Их связь сохранилась и после того, как оба они были вынуждены покинуть Россию и находились в изгнании за ее пределами.

Архимандрит Феофан был духовником и наставником Ивана Федченкова, которого он и постриг в монашество 26 ноября 1907 года, в преддверии празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В период учебы на первом курсе будущий митрополит Вениамин заболел и был госпитализирован. Там ему было рекомендовано архимандритом Феофаном усидчиво читать труды святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого), которые до этого он либо не знал, либо читал поверхностно. "Это чтение так сильно повлияло на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к монашеству, о котором никому не говорил," - писал Вениамин впоследствии.

Возникло желание стремиться к Богу с каждым днем все сильнее и сильнее. Я начал понимать, что другие идеалы, даже такие благие, как служение ближним, не могут удовлетворить меня. Мне стало ясно, что человеку ничто не может принести настоящего удовлетворения, кроме любви к Богу.

Летом 1905 года Иван и двое его товарищей посетили Валаам, где они познакомились с жизнью "Северного Афона". Студенты посетили насельника Иоанно-Предтеченского скита - старца Никиту, который был уважаем братией монастыря и приезжими богомольцами.

Длительное время святой отец разговаривал с молодым человеком, предсказал ему будущее, назвав его «владыкой» и благословил вступить на путь служения Богу. Еще один святой отец, старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре иеромонах Исидор (Козин), также предвидел жизненный путь будущего митрополита.

В период своего обучения в академии, будущий святитель И.А. Федченков, известный как иеромонах Вениамин, имел важную встречу в ноябре 1904 года. Вместе с двумя своими друзьями он впервые посетил Кронштадт, где встретился с отцом Иоанном.

После принятия священства, иеромонах Вениамин снова посетил святого Кронштадтского и совершил с ним Божественную литургию. Последний раз отец Вениамин видел святого батюшку за полгода до его кончины, которая произошла 20 декабря 1908 года.

Впоследствии он всю свою долгую жизнь глубоко интересовался трудами святого праведного Иоанна Кронштадтского и хранил в своем сердце образ этого страстного молитвенника.

В условиях эмиграции, епископ Вениамин, который сам называл свою жизнь за границей беженством, подчеркивал тем самым вынужденный характер отрыва от Родины. Он освящал именем отца Иоанна просветительскую деятельность русских беженцев, которые сохраняли верность Московской Патриархии. Возле основанного им в Париже Трехсвятительского подворья действовали Православное издательство и Типография, названные в честь отца Иоанна Кронштадтского.

Среди книг, выпущенных этим издательством, была книга, написанная на основе трудов кронштадтского святого Иоанна – "Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии". В книгу "Божьи люди" вошел эссе "Отец Иоанн", написанное Владыкой в период его служения в Америке (1933-1948). Также было посвящено труд преподобного митрополита Вениамина Отцу Иоанну – "Подвиг преподобничества". В 1950-х годах Владыка завершил свое фундаментальное исследование о святом – "Отец Иоанн Кронштадтский".

3 декабря 1907 года монах по имени Вениамин, который взял себе имя в честь святого мученика диакона Вениамина (празднование 12 октября и 31 марта), был посвящен в диакона епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) в академии. А 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был посвящен в иеромонаха. Хиротонию провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).

В 1907 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был назначен профессорским стипендиатом на кафедре Библейской Истории у профессора архимандрита Феофана (Быстрова). По завершении стипендиатского года он стал личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского).

В 1910-1911 годах Вениаминов отец работал доцентом в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.

В октябре 1911 года по просьбе митрополита Антония (Вадковского) он был назначен на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, однако пробыл на этом посту всего три месяца.

21 декабря 1911 года он был назначен ректором Таврической духовной семинарии, а уже через пять дней, 26 декабря, в Выборге он был посвящен в архиепископы под именем Сергий (Страгородский) и принял звание архимандрита.

В 1913 году архимандрит Вениамин был назначен на должность ректора Тверской духовной семинарии.

В феврале 1917 года архимандрит Вениамин находился в Твери. События этого времени, как описано в его книге воспоминаний, вызвали у него глубокую скорбь из-за братоубийственной борьбы. Он был сторонником монархии и тяжело переживал ее падение, а также огорчался военными поражениями России и параличом власти, что могло привести к хаосу в стране.

В Москве отца Вениамина застала Октябрьская Революция 1917 года. Летом этого же года он был избран от церковнослужителей епархии членом Поместного Собора Православной Российской Церкви на Епархиальном съезде в Твери, где принимал активное участие в его работе. Архимандрит Вениамин ратовал за восстановление патриаршества и принимал участие в избрании святителя Тихона на Патриарший престол, которого он глубоко уважал.

В 1917 году он был выбран ректором Таврической духовной семинарии осенью. Архимандрит Вениамин участвовал в работе Украинского Верховного собора в Киеве (с декабря 1917 по декабрь 1918 года), представляя духовно-учебные заведения и действуя в качестве заместителя епархиального архиерея. Вместе с митрополитом Платоном (Рождественским) и другими представителями церкви он отстаивал единство церкви от посягательств украинских церковных «самостийников» которые действовали под лозунгом "Прочь от Москвы". Деятельность Церковной Рады привела к расколу, с последствиями, с которыми ему пришлось столкнуться в дальнейшем во время его служения в Америке.

По указанию Священного Синода Украинской Автономной Церкви, под председательством митрополита Платона (Рождественского) в Одессе, архимандрит Вениамин был окрестил епископом Севастопольским и назначен настоятелем Херсонесского монастыря в Одессе после хиротонии 10 февраля 1919 года.

Хиротония произошла в Покровском соборе Севастополя под руководством архиепископа Димитрия (Абашидзе) и других иерархов. В это время город находился под контролем Вооруженных Сил Юга России. Летом город захватили красные, и епископ Вениамин был арестован местными "чрезвычайкой". Однако под давлением верующих власти вскоре вынуждены были освободить его.

Весной 1920 года он присоединился к белому движению, возглавив военное и морское духовенство Русской Армии по приглашению генерала П. Н. Врангеля. Эта армия была сформирована из перестроенных Вооруженных сил Юга России, эвакуировавшихся в Крым в январе-феврале 1920 года. В качестве епископа Армии и Флота он координировал деятельность военных священников, регулярно посещал фронт и руководил изданием газеты "Святая Русь".

Важная деятельность была проведена епископом Вениамином, который оказывал помощь клирикам-беженцам и их семьям. Благодаря близким отношениям с главнокомандующим Русской Армией, епископ Вениамин был приглашен Врангелем в качестве представителя Церкви в образованный в Крыму Совет министров.

Епископ Вениамин активно участвовал в организации всенародного покаяния и крестных ходов, а также старался поднять духовно-нравственный уровень своей паствы. Однако он столкнулся с отсутствием интереса в белом воинстве к религии, что привело к его решению покинуть Россию в ноябре 1920 года.

В Константинополе епископ Вениамин стал членом Высшего Церковного Управления за границей и Русского Совета, образованного при генерале Врангеле. В 1920-1921 годах жил в Болгарии, где, в качестве епископа Армии и Флота, посещал храмы и приходы, учрежденные беженскими и воинскими организациями в Турции, Греции, Болгарии и Сербии.

В то же время Владыка Вениамин возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Под его руководством состоялся "епархиальный съезд" в Константинополе, который подготовил Карловацкий Собор 1921 года. Этот собор, проходивший под председательством митрополита Антония (Храповицкого), был создан по инициативе епископа Вениамина. В этот Собор была выражена благодарность и были возглашены многолетие от имени всезарубежного церковного форума.

В своих усилиях по установлению независимого управления церковью на русской земле за рубежом, Владыка Вениамин, как и многие русские эмигранты в то время, надеялся, что их пребывание за границей будет временным. Он стремился, прежде всего, чтобы зарубежная церковная власть действовала под ведомством святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

После получения Указа Святейшего Патриарха Тихона о расформировании Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления (№ 347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин (единственный из состава Высшего Церковного Совета) решил принять указ к исполнению и уехать в монастырь Петковица (св. Параскевы) в Сербии, где собрал более 20 русских беженцев. До 1923 года он продолжал также исполнять обязанности епископа Армии и Флота.

В 1923 году епископ Вениамин был приглашен архиепископом Савватьей (Врабец) стать его викарием в Карпатской Руси, которая на тот момент была частью Чехословакии в юрисдикции Константинопольского Патриархата. За восемь месяцев своей работы в этом регионе он привлек к Православию 21 униатский приход. Однако в 1924 году под давлением правительства Югославии власти Чехословакии выслали епископа Вениамина из страны.

Это произошло потому, что на территории Чехословакии действовали православные приходы под юрисдикцией Сербской церкви, которые возглавлял епископ Горазд (Павлик). Активность епископа Вениамина могла вызвать проблемы в отношениях между странами.

Летом 1924 года епископ Вениамин проживал в Петковице, где он посвятил себя монашеской жизни и написанию богословских сочинений. Осенью того же года он стал преподавателем в Донском Кадетском корпусе в городе Билеча. Летом 1925 года его пригласил митрополит Евлогий (Георгиевский) в Париж, чтобы занять должность инспектора и преподавателя в Православном Богословском Институте имени преподобного Сергия.

В 1926 году епископ Вениамин был назначен начальником Богословско-пастырских курсов и законоучителем Русского Кадетского Корпуса, а также настоятелем русского прихода в городе Бела Црква на северо-востоке Югославии. Однако летом 1927 года он вернулся в Петковицу после того, как митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал известную "Декларацию".

При принятии или отказе от «Декларации» Владыка руководствовался не только церковной пользой, но и стремился разрешить этот вопрос духовно. Он проводил «сорокоуст» служения Божественной литургии и обращался за советом и благословением к насельникам Святой Горы Афон, таким как схиархимандрит Кирик и архимандрит Мисаил.

Важная составляющая духовного пути Владыки Вениамина было его участие в молитвенном служении «сорокоустов» в периоды трудностей. Записи, оставленные им о его духовных переживаниях во время этих молитв, представляют ценное поучение для православных христиан, особенно для священнослужителей.

Присоединившись к “Декларации”, епископ Вениамин передал через митрополита Евлогия запрос об увольнении на покой. Получив указ из Москвы, он отправился в пустынный скит св. Саввы Сербского, где жил вместе с сербским монахом-подвижником. Этот скит находился недалеко от известного сербского монастыря Студеница. В течение 1927-1928 годов Владыка пробыл в ските, а затем в 1929 году, по благословению епископа Шабацкого Михаила, стал настоятелем в Петковице. Однако он был вызван в Париж митрополитом Евлогием, и снова вернулся в Сергиевский Богословский Институт, где занял свой прежний пост инспектора и преподавателя.

В 1930 году митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Московской Патриархией и ушел под защиту Константинопольского патриарха. В связи с этим Владыка Вениамин, который остался верным Матери Церкви, был вынужден покинуть институт и лишиться жилья и средств к существованию, чему многие русские изгнанники в чужбине очень ценили.

По инициативе епископа Вениамина в Париже было создано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Владыка Вениамин выразил свою надежду на то, что, как три православные партии, почитающие каждого из этих святителей, в конце концов объединились вместе, так и заграничное разделение в конце концов будет преодолено молитвами этих святителей и воссоединением с Единою патриаршею нашею церковью.

В мае 1933 года Владыка Вениамин отправился в Америку, чтобы провести цикл лекций о Русской Православной Церкви. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский), разрешил ему эту поездку с целью выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии.

Митрополит Платон отказался от контактов с Владыкой Вениамином и автономно провозгласил свой Митрополичий округ. В ответ на это митрополит Сергий назначил Владыку Вениамина управляющим епархией в звании архиепископа и временного экзарха Северо-Американской епархии.

В скором времени был выпущен указ № 319 от 27 марта 1933 года, который имел соответствующие последствия. Митрополит Платон отказался следовать этому указу и был удален с должности за нарушение единства и объявление автономии. В результате постановления Временного Патриаршего Синода от 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, оставаясь экзархом Московской Патриархии в Америке.

Вследствие этого архиепископ Вениамин оказался в очень сложной ситуации. С одной стороны, он был осведомлен о своей роли законного представителя церковной власти, но с другой стороны он оставался экзархом без имения экзархата, архипастырем без своего стада верующих. У митрополита Платона и его последователя митрополита Феофила были собственные, хотя и не всегда обоснованные с точки зрения канонов, но очень веские причины, которые определяли их деятельность.

Эти обстоятельства были связаны как с особенностями церковной жизни в Америке в то время, так и с настроениями общины. Поддержку они получали от большинства священнослужителей и прихожан, и епископу Вениамину потребовалось приложить значительные усилия, чтобы завоевать тот высокий авторитет, которым он обладал к концу служения в Америке. В начале его служения ему приходилось спать на полу, убирать улицы и переносить оскорбления из-за своей преданности Матери-Церкви.

После одного из собраний ему порекомендовали использовать запасной выход для своей безопасности. Однако архиепископ Вениамин решил идти через главный вход, как он всегда и делал. Во время прохода к нему пролетел окурок, и из толпы раздались оскорбительные крики раскольников. Но Владыка остался спокойным и смело сохранил свою достоинство.

Несмотря на все страдания и лишения, которые он сам и его коллеги испытали, Владыка всегда благодарил Бога и молился за тех, кто причинял ему страдания. Его дневники и молитвы свидетельствуют о том, насколько он глубоко переживал любые конфликты с окружающими, как искренне просил прощение, и как берег свой внутренний мир и духовное равновесие. Он терпел унижения с христианским смирением и кротостью.

Владыкa, прeданный своей миссии в управлении церковными делами, тратил много усилий и энергии на посещение американских и канадских приходов, совершение богослужений и проповедование. После службы он любил беседовать со своими прихожанами за столом, и его проповеди всегда оставались в памяти слушателей.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей сильного патриотического движения, которое охватило всех русских эмигрантов. В это движение вступили люди с разными политическими и религиозными взглядами, включая православных различных юрисдикций. Это движение во многом способствовало объединению православных людей в Америке, тенденции к которой начались именно в военные годы.

В день начала войны, 22 июня 1941 года, митрополит Вениамин выступил с важным посланием в церкви Серафимовского подворья Русской Патриаршей Церкви. Он выразил свою уверенность в том, что предстоящие тяжелые испытания были предопределены Божьим провидением для блага Православной церкви и Родины. Затем он провел первый молебен Всем святым Земли Русской, молился о даровании победы православному народу русскому.

С момента начала войны он непрерывно утверждал: "Все закончится хорошо!" И с этого дня он неустанно трудился на патриотическом фронте, сочетая свою церковную деятельность с общественной. Он выступал с лекциями в залах, где проводился сбор средств на поддержку России, а также выступал с речами на митингах в различных городах Америки.

2 июля 1941 года Владыка произнес речь на грандиозном митинге в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден и произвел особенное впечатление на присутствующих. Он заявил, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира, и что судьбы мира зависят от конца событий в России. Владыка также подчеркнул, что вся Русь встала и не продаст совесть и Родину.

Митрополит Вениамин занимал пост председателя Медицинского Комитета помощи России, был участником Национального Комитета Славянского Конгресса САСШ и членом Международного Комитета помощи России.

В декабре 1944 года московские власти пригласили митрополита Вениамина на Поместный Собор. Он также старался убедить, чтобы в Москву были приглашены представители митрополита Феофила (Пашковского).

Поездка делегации Митрополичьего округа в Москву привела к примирению с Матерью Церковью, однако это единение было временным и не продолжалось долго.

В начале 1945 года митрополит Вениамин вернулся на родную землю после 25 лет изгнания. Он принял участие в работе Поместного собора (31 января–2 февраля 1945 года), принял участие в избрании и вступлении на престол патриарха Алексия I (Симанского), служил в Московских храмах, общался с церковным народом, духовенством и иерархами.

Основная мысль, которую он унес с собой в Америку, заключалась в том, что народ сохраняет свою веру в Бога вопреки гонениям, и большинство остается преданным Православной Церкви.

18 февраля 1948 года Владыка вернулся на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. Он приветствовал свою новую паству словами: "Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь". Служение Владыки в Латвии закончилось в марте 1951 года, но за это время он сделал многое. Он добился разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии «Вести» в котором публиковались его богословские статьи и проповеди. Также он подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы, и устроил в Дубултах под Ригой скит с храмом во имя святого равноапостольного князя Владимира.

В марте 1951 года митрополит Вениамин был перемещен на Ростовскую кафедру, где он оставался до конца 1955 года. В это время он особенно близко общался со святителем Лукой, который был архиепископом Симферопольским и Крымским.

По указу патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 30 ноября 1955 года (№ 2030) митрополит Вениамин (Федченков) был назначен митрополитом Саратовским и Балашовским. Это решение было связано с необходимостью наличия архиерея с высшим богословским образованием и опытом педагогической работы в связи с действующей духовной семинарией в Саратове в то время.

В это время здоровье Владыки сильно ухудшилось, из-за инсульта и частых болезней. Однако в период новых гонений на Церковь, запущенных властями в конце 50-х годов, он призывал своих прихожан к твердой поддержке веры и Церкви.

В феврале 1958 года Владыка скончался, и 27 февраля 1958 года был похоронен в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В периоды, когда его здоровье позволяло, он исполнял священнодействие в монастырских храмах, проводил проповеди и занимался организацией своего обширного духовно-литературного наследия. В свои последние годы Владыка пережил тяжелое испытание в виде потери речи.

Владыка Вениамин умер 4 октября 1961 года и был похоронен в монастырских пещерах. Его захоронение считается святым местом монастырского братства и верующих паломников.

Книги автора

Сравнительное богословие