Биография

Виктор Дмитриевич Милов родился 8 июля 1889 года в семье священника.

С начала XX века и до 1905 года обучался в Яранском духовном училище, расположенном в Вятской губернии. После этого периода, с 1905 по 1916 год, продолжил обучение во Вятской духовной семинарии.

В молодости он был послюшником своему отцу, затем он служил как иподиакон при епископе Никандре (Феноменове) в Вятской епархии.

В молодости регулярно посещал монастыри, включая Яранский во имя святой Анны Пророчицы и Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском монастыре, посвященном Успению Пресвятой Богородицы, он получил первоначальные уроки аскетического подвига.

В 1917 году был принят в Казанскую духовную академию, где влияние на его учебу оказал архимандрит Гурий (Степанов).

После окончания обучения в Казанской академии в августе-сентябре 1918 года он провел полтора года в постоянных переездах и сменах мест жительства. В начале 1920 года под руководством затворника Саратовского Преображенского монастыря, иеромонаха Николая, он приехал в Москву и принялъ обители в Даниловом монастыре.

7 апреля 1920 года священник Гурий (Фамилия - Степанов), епископ Алатырский, постриг в монашество человека, который принял имя святого мученика Вениамина Персидского. Через пять дней, 12 апреля, он был обложен постригом во иеродиакона, а 8 октября этого же года, епископ Подольский Петр (Фамилия - Полянский), рукоположил его во иеромонаха.

В период с 1920 по 1922 годы учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. За свою работу "Жизнь и учение прп. Григория Синаита" был удостоен степени кандидата богословия 30 марта 1922 года. На следующий год, 7 апреля, епископ Гурий (Степанов) поставил его архимандритом и назначил наместником Московского Покровского монастыря.

В новой обители Вениамина знали как выдающегося проповедника, который уделял много времени духовному воспитанию и поддержке своих прихожан. Некоторые из них оставались его преданными учениками до самого конца его жизни и помогали ему в трудные моменты.

Во время раздоров в церкви после смерти святого патриарха Тихона, он поддерживал законное общение с митрополитом Сергием (Страгородским).

В период с января 1928 по октябрь 1929 года, в ожидании ареста и наблюдая разрушение Покровского монастыря со стороны властей, были написаны воспоминания, впоследствии названные "Дневник инока". Этот литературный труд не только содержит анализ собственной духовной жизни, но и затрагивает многие события в церковной общине.

В 28 октября 1929 года случился арест из-за обвинения в "обучении детей дому Божьему", которые посещали службы в Покровском монастыре.

Изначально заключенный в ГПУ на Лубянке, он затем провел месяц в Бутырской тюрьме. В результате приговора Особого совещания при ОГПУ от 23 ноября 1929 года ему было назначено 3 года ссылки в ИТЛ, которые он отбывал в районе Медвежьегорска. В своем "Дневнике инока" он описал духовный опыт, полученный во время этих испытаний.

Благодаря моей вере в Бога, я научился терпеть тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод и одиночество. Служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви, проводил литургии тайно у себя на квартире. Был арестован и обвинен в участии в "контрреволюционной организации" и проведении "антисоветской агитации". Признал себя виновным под давлением и был приговорен к 8 годам ИТЛ, которые отбывал в Устьвымлаге.

В настоящее время в нашем регионе наблюдаются очень низкие температуры... Термометр достигает отметки в 50 градусов мороза, что часто приводит к обморожениям. 15 июня 1946 года он был освобожден по причине состояния здоровья с предписанием проживать в городе Кимры Калининской области.

Июль того года он был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. Осенью его зачислили в Московскую духовную академию, где он стал преподавателем по кафедре патрологии. 21 января 1947 года ему было присвоено звание доцента. 14 июля 1948 года он успешно защитил магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви". 20 июля 1948 года ему было присвоено звание профессора, и 15 октября того же года он был назначен инспектором Московской духовной академии. В период с 1946 по 1949 год он читал в академии курсы по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Он также регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал и пользовался авторитетом как опытный духовник. В 1947-1949 годах он сотрудничал с редакцией Журнала Московской Патриархии, где опубликовал несколько статей.

10 февраля 1949 года он был снова арестован, отправлен в Бутырскую тюрьму и обвинён в причастности к "антисоветской организации" по материалам 1939 года. Согласно решению особого совещания МГБ МО, 15 апреля 1949 года он был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) в Казахской ССР. В первый полтора года он жил недалеко от села Байкадам, работая сторожем в колхозе. Последнюю ссылку он переносил очень тяжело, не надеясь на возвращение, но все же занимался интеллектуальным трудом: помимо своих богословских сочинений, он составлял казахско-русский словарь (не опубликованный). Он многократно писал прошения патриарху Алексию I с просьбой добиться разрешения на перевод в Джамбул и возможность участвовать в богослужении перед светскими властями.

После того как ему было разрешено переехать, с сентября 1954 года он возглавлял церковь в городе Джамбул как священник.

4 сентября 1954 года время изгнания было уменьшено.

С 1954 по 1955 год провел время в церкви пророка Илии в Серпухове Московской области, слушая наставления настоятеля.

Первого февраля 1955 года он был избран епископом Саратовским и Балашовским. Он был подвергнут хиротонии 4 февраля под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия I и католикос-патриарха всей Грузии Мелхиседека III в Московском соборе Богоявления Господня.

Будучи главой Саратовской епархии, часто совершал богослужения и проповедовал, несмотря на свою тяжелую болезнь. Церкви, в которых он служил, всегда были наполнены верующими, пришедшими молиться.

12 мая 1955 года он обратился в Генеральную прокуратуру СССР с просьбой о реабилитации, и 12 июня того же года судебная коллегия Верховного Суда РСФСР признала его "не виновным в совершении преступления". Он скончался 2 августа 1955 года после службы Литургии. Отпевание было проведено архиепископом Иовом (Кресовичем) из Казани и епископом Сергием (Лариным) из Астрахани. Его похоронили на городском кладбище Саратова.


Биография перефразируется с использованием языка и терминологии лингвиста и богослова, сохраняя при этом грамотность и простоту текста.

Согласно источнику http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/veniam...tml, дата рождения епископа Вениамина (Милова) указана как 1887 год. В его "Дневнике инока" и официальном личном деле, хранящемся в МДА, имеется расхождение дат событий его жизни, в основном, относящихся к 1917-1920 гг., а также периодам ссылок. Издатели «Дневника» считают, что в личном деле некоторые даты были преднамеренно указаны неверно по ряду причин. Подробнее можно почитать здесь: http://www.pravoslavie.ru/smi/577.htm

Согласно решению судебной коллегии Верховного суда РСФСР от 7 апреля 1956 года.

В тот период некоторые учения были опубликованы в Журнале Московской Патриархии и вошли в сборник Крупицы слова Божия, который был написан в лавре.

Биография была перефразирована: Родившись в маленьком городе, главный герой познал сложности и радости жизни вместе со своей семьей. Изучая язык и культуру, он обрел глубокое понимание смысла слова и духовного значения. Он продолжил свое образование, и его страсть к языку привела его к изучению лингвистики. В процессе своих исследований он также обратил внимание на религиозные темы, что привело его к изучению богословия. Его труды в области лингвистики и богословия стали объектом восхищения и уважения в ученом мире.