Биография

Родившийся в Новоржевском уезде Псковской губернии, он ушел из жизни 3 декабря 1891 года. Он был сыном полкового священника. Его начальное образование было затруднено: его отец, вынужденный переезжать за своим полком, постоянно менял школы, куда ходил мальчик. Сначала он учился в Свенцянском университете для дворян (который сейчас называется гимназией), затем в 1840 году был переведен в только что открытое Варшавское духовное училище и продолжал обучение в Волынской, Могилевской и Черниговской семинариях. Несмотря на эти перемены, он всегда учился отлично. Его русские и латинские «хрии» и «рассуждения» могли бы быть интересными историческими документами об учебной программе духовных школ, свидетельствуя о его хорошем формальном развитии мышления и умении разбираться в сложных вопросах семинарской схоластики.

В 1848 году Кудрявцев поступил в Московскую духовную академию, которая на тот момент находилась под строгим надзором митрополита Филарета. В университете, где преподавали известные богословы и философы, студентам приходилось следовать узким рамкам принятых мнений и быть предельно осторожными в своих высказываниях, чтобы избежать наказания. Эта атмосфера осторожности, контроля и недоверия сказалась на студенческих годах и дальнейшей службе Кудрявцева, влияя на его развитие как богослова.

Во время учебы в Академии Кудрявцев проявил себя как блестящий студент, получивший стипендию митрополита Платона за свои успехи. Он усердно занимался всеми академическими науками, особенно увлекаясь философией. Обучение в Академии развило его способность к труду и созрел его литературный талант. В 1852 году он окончил курс Академии и стал первым магистром XVIII выпуска, после чего начал свою профессорскую деятельность.

Благодаря своим способностям и удачным обстоятельствам, Кудрявцев очень быстро сделал свою карьеру в учении. В 1857 году он был избран экстраординарным профессором, а через год - обычным профессором и членом академической конференции. Он был очень популярен среди студентов, и его курс о философии религии был оценен его слушателями. Однако его первоначальные увлечения были непродолжительны, и он пришел к убеждению, что мысль нуждается в опоре на истины веры. Это миросозерцание стало центром его литературной деятельности и было строго православным по своему направлению.

Первая публикация Кудрявцева - его магистерская диссертация "О единстве рода человеческого", была опубликована в 1852-1854 году в журнале "Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе". Несмотря на некоторые традиционные методы и мысли, эта работа была важным событием в духовной литературе того времени и свидетельствует о широких познаниях автора в области богословия и естественных наук. После этого он опубликовал множество философско-апологетических статей в различных богословских журналах, отразивших научные и философские интересы того времени.

Бурный период истории встревожил все сферы общества, оказав воздействие на русское общество. Он разрушил старые образы жизни и изменение взглядов мира. В 1840-е годы идеи Гегеля и славянофилов уступили место материализму, позитивизму и эволюционизму, которые были новизной и привлекательны для науки того времени. Проблемы религии, философии, морали, искусства подверглись радикальному пересмотру под влиянием новых теорий, что иногда приводило к крайностям. Религия рассматривалась как сборник сказок, которым наука препятствует верить, философия считалась шарлатанством, а искусство объявлялось праздной забавой, не нужной практичному миру. Эти идеи вызвали реакцию, и одним из наиболее талантливых противников стал Кудрявцев. Его борьба против материализма была спокойной и отвлеченной, не личной полемикой, и его статьи, хотя и оставались малоизвестными широкой аудитории, имели успех среди духовенства и были оценены славянофилами и в официальных кругах. В начале 1860-х годов философские кафедры учреждались в русских университетах, и Кудрявцев был желанным для борьбы с материализмом. Он получил приглашение занять кафедру в Московском университете, которую впоследствии занял Юркевич, и в Петербургском университете, которую занял Владиславлев. Однако он отклонил оба предложения, частично по собственной воле, частично по желанию митрополита Филарета, который ценил его философскую точку зрения.

Одна из статей Кудрявцева, "О первоначальном происхождении рода человеческого", напечатанная в журнале "Православное Обозрение" в 1860 году, привлекла внимание Наследника Цесаревича Николая Александровича. Ему очень понравился спокойный и дружелюбный стиль этой статьи. Воспитатель Цесаревича граф Строганов решил, что изучение философии будет полезным для своего воспитанника, и поэтому пригласил Кудрявцева ко Двору. В течение года он читал Наследнику Цесаревичу лекции по логике и метафизике, а также уроки психологии герцогу Лейхтенбергскому. Граф Строганов выразил признательность Кудрявцеву за его усердие и талант, а митрополиту Филарету за помощь в образовании Наследника Престола. Кудрявцев также был восхищен успехами своего царственного ученика и сохранил его портрет с автографом цесаревича в качестве памятной реликвии. В знак благодарности митрополит Филарет предложил заменить обычную аренду орденом.

В 1869-1870 годах произошла реформа духовных Академий, которая привела к существенным изменениям в их системе управления. Академии были освобождены от вмешательства епископов и получили независимость в некоторых вопросах. Монашеское управление было заменено священниками и светскими чиновниками, но их полномочия были ограничены советом. Было увеличено количество кафедр, и предметы обучения были разделены на три отделения: богословское, историческое и практическое. Требовалось, чтобы обычные профессора имели докторскую степень в богословии и т. д. Эта реформа от 1870 г. до 1884 г. привела к расцвету исторических наук в Московской духовной Академии. В течение этого периода Кудрявцев занимал должность помощника ректора на богословском отделении, а также временно исполнял обязанности ректора, он был одним из основных деятелей в управлении Академией. В это время он также опубликовал свои крупные работы. В 1873 году он защитил докторскую диссертацию "Религия, ее сущность и происхождение" (М., 1871), где развил, систематизировал и критически обосновал свои мысли. С 1879 года он активно участвовал в работе академического журнала, был членом редакционного комитета, публиковался много в "Православном Обозрении" и журнале "Вера и Разум". В "Православном Обозрении" начал публиковаться обширный курс лекций "Из чтений по философии религии" (1879-1889), посвященный историко-критическому исследованию основных форм религиозного сознания и доказательств бытия Божия. В журнале "Вера и Разум" он публиковал свои лекции по метафизике (1884-1891).

В начале 1980-х годов возникла идея отменить академический устав 1869 года, и при Священном Синоде был создан Комитет для преобразования духовных учебных заведений. В этом Комитете был Кудрявцев, который сыграл значительную роль в преобразовании духовных академий, вернув их к прежнему состоянию. Он не возражал против изменений, но в то же время отстаивал сохранение трех философских кафедр, чему противился председатель Комитета. Кроме того, Кудрявцев разделил общую кафедру русской словесности и иностранных литератур на две. После преобразования Академии, он также реформировал духовные семинарии и написал учебники по философии, которые до сих пор используются.

Кудрявцев был страстным читателем метафизики, включая гносеологию, рациональную теологию, космологию, рациональную психологию и иногда элементы нравственной философии. Кроме того, он изучал историю древней философии и логику, а также преподавал немецкий и французский языки. Как преподаватель, он был популярен благодаря ясному и последовательному изложению материала, и считался выдающимся ученым. В дополнение к своим научным достижениям, он участвовал в учреждении "Братства Преподобного Сергия", которое помогало нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной Академии. После его смерти, братство опубликовало собрание его сочинений в трех больших томах.

Как мыслитель, Кудрявцев был выдающимся представителем русского теизма. Его положение в русской философии можно сравнить с такими западными философами, как Ульрици, Поль Жанэ и Секретан. Он был талантливым философским писателем и апологетом христианства. Важными темами его исследований были отношения познания к опытному и сверхопытному бытию, идея Бога, происхождение религии, доказательства бытия Божия, отношение Бога к миру, происхождение мира, целесообразность природы, сущность органической жизни, проблема духа и материи, бессмертие души, свобода воли, трансцендентные основы морали. Он придерживался старой догматической точки зрения в теории познания, делал идею Бога центральной в своей метафизике и отстаивал теистическое понимание против пантеизма и деизма. Он объяснял происхождение религии как результат непосредственного действия Божества на человеческий дух и внутреннего ощущения Божественного. Вопросы отношения Бога к миру, происхождения мира и целесообразности природы рассматривались им в рамках трансцендентального монизма. Он также аргументировал необходимость абсолютной первопричины и идею творения.

Невозможность механического объяснения органической жизни приводила Кудрявцева к отстаиванию виталистической теории. Его отношение к проблеме духа и материи было неоднозначным: с одной стороны, он отвергал материализм и признавал самостоятельность психического начала в человеке, а с другой – рассматривал материю как призрачный субстрат для проявления духа. В вопросе о бессмертии души он основывался на исторических доказательствах и признавал их взаимное дополнение. Свою точку зрения на свободу воли он определял как умеренный индетерминизм, признавая волю безусловно свободной, но допуская ограниченность ее эмпирических проявлений. В этике он склонялся к кантовской теории нравственного долга, рассматривая его как закон Божественной воли, к которому человек должен подчиняться из чувства преданности и любви.

Некоторые из философских взглядов Кудрявцева оказались нестойкими и не выдержали критики в наше время. Его гносеология просто наивный реализм, а его теория происхождения религии, хоть и оригинальна по форме, но основана на устаревших психологических схемах и имеет логические и фактические затруднения. Его "трансцендентальный монизм" скорее просто словесная формула, не выражающая ясный философский принцип. Его виталистическая теория нуждается в существенных изменениях, а его критика иногда ненаучна и малоубедительна. Однако, его сочинения имеют значение в истории русской философской мысли и до сих пор сохраняют определенную ценность. Его язык замечательно правилен, прост и научен, и некоторые страницы его сочинения можно рассматривать как образцы философского стиля.

Материалы для истории философии в России включены в приложении к журналу "Вопросы философии и психологии" под номером 4, на страницах 20-32, автор - Колубовский. Его же работа "Очерк философии в России" приложена к "Истории философии Ибервега-Гейнце" и хранится в петербургском издательстве, на страницах 580-581. П. Соколов осветил жизнь и труды В. Д. Кудрявцева в статье под названием "Краткие сведения о жизни и трудах В. Д. Кудрявцева" в журнале "Богословский Вестник" за январь 1892 года, на страницах 215-233. Также он опубликовал обзорную работу под названием "В. Д. Кудрявцев" в "Библиографических Записках", изданных Шибановым за период с марта по июнь 1892 года. А. Введенский написал статью "Основатель системы трансцендентального монизма", опубликованную в журнале "Вопросы философии и психологии" в книге 14-15, а также в приложении к I тому сочинений Кудрявцева. И. Корсунский представил биографический очерк В. Д. Кудрявцева в приложении к I тому сочинений Кудрявцева на страницах 1-56.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Книги автора

Собрания сочинений