Биография

Василий Иванович Максименко родился в местечке Глафировка Таганрогского округа, в семье диакона. Их семья жила в очень бедных условиях, и когда ему было всего семь лет, он потерял обоих родителей и стал сиротой.

После окончания Мариупольского духовного училища он продолжил обучение в Екатеринославской духовной семинарии, где получил свое образование в 1895 году. Позже он поступил в Киевскую духовную академию, где и продолжил свое образование.

В 1896 году он был исключен со второго курса академии из-за участия в студенческих беспорядках. После этого он был назначен сельским учителем, и смог преобразить школу: он улучшил условия обучения, заботился о детях и результатом его работы стало то, что его школа, не имевшая выпускников в течение нескольких лет, стала лучшей в экзаменационных результатов.

В то время ректор Казанской Духовной Академии, Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий), узнал о Василии и решил помочь ему. Благодаря поручительству Епископа Антония, Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии.

В 1899 году Антоний (Храповицкий) принял монашеский постриг и был возведен им же в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Он был привязан к Донскому монастырю в Москве.

В году окончения академии была присвоена степень кандидата богословия. После этого он был назначен преподавателем в Александровской миссионерской семинарии, которая находится в селе Ардонское.

В 1903 году он был повышен до звания архимандрита и назначен проповедником в Почаевской Лавре по приказу архиепископа Антония (Храповицкого), который был переведен в Волынскую епархию.

Он занимал пост председателя Почаевского отдела Союза русского народа и сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из ведущих церковных печатных мастерских в России.

В 1910 году отец Виталий, иеромонах и начальник типографии Почаевской лавры, основал журнал "Русский инок".

В конце Первой мировой войны он был назначен духовником в активной армии и с несгибаемой отдачей посещал окопы, воодушевляя солдат.

После императора отречения архимандрит Виталий поехал в царскую ставку в Могилёв, чтобы умолить государя отменить своё отречение. Однако ему не было разрешено увидеться с ним.

После того, как Волынь была захвачена поляками во время Первой мировой войны, он был заключен в подземелье в Демблине.

После освобождения эмигрант переехал в Югославию, а затем в Чехословакию. В течение некоторого времени занимал должность настоятеля одной из церковных общин в Пряшевской Руси (Чехословакия).

В селе Ладомирово на Пряшевской Руси был основан монастырь святого Иова Почаевского и при нём была организована типография.

6 мая 1934 года в Белграде был посвящен в епископы. Стал управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Также основал типографию в обители.

3 сентября 1934 года он был назначен на должность архиепископа Северной Америки и Канады.

В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах было принято "Временное положение", которое признало автономию Митрополичьего округа под руководством митрополита Феофила (Пашковского). Этот округ включал в себя епархии РПЦЗ, находившиеся на территории США.

Он поддерживал отношения с другими православными церквами. В 1936 году, он участвовал в архиерейской хиротонии митрополита Антиохийской Православной Церкви Антония (Башира). В 1948 году он сослужил при епископской хиротонии архимандрита Михаила (Константинидиса), который занимал должность предстоятеля Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки с 1949 по 1958 год.

В 1940-х годах он активно участвовал в жизни Свято-Владимирской семинарии, временно замещая Митрополита Феофила на должности ректора и председательствуя на совместном заседании Педагогического Совета с академической комиссией.

В ноябре 1946 года собор духовенства и мирян Северо-Американской митрополии в Кливленде принял решение ограничить свои связи с Московским патриархатом и РПЦЗ, оставив с ними только молитвенное общение и признав Патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Несколько участников собора, включая Виталия, не согласились с этим решением и на епископском совещании в мае 1947 года объявили действия Кливлендского собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ возобновила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 приходов, которые вышли из состава Митрополичьего округа, во главе с архиепископом Виталием Максименко, получившим титул "архиепископа Восточноамериканского и Нью-Джерсийского (Джерсиситского)". Благодаря активной работе архиерея по открытию новых приходов, к весне 1953 года в Северной Америке и Канаде было более 110 приходов и свыше 150 клириков.

В 1948 году был избран настоятелем Свято-Троицкого монастыря и основал при нем духовную семинарию, где преподавал. Согласно воспоминаниям митрополита Лавра (Шкурлы), его выбор был утвержден.

Владыка Виталий, прикованный своими обязанностями в епархии и монастыре, полностью посвятил себя преподавательскому делу. Даже в преклонном возрасте каждую пятницу после обеда он отправлялся в поезде в Херкимер, чтобы добраться до Нью-Йорка и проповедовать в субботу и воскресенье. По возвращении в семинарию в понедельник, он преподавал Ветхий Завет, составляя конспекты, которые затем печатал и раздавал студентам. В результате его усилий были опубликованы пособия по изучению Ветхого Завета.

После завтрака Владыка Виталий ежедневно обходил все монастырские и семинарские занятия, следя за ходом работы и оказывая помощь по необходимости. В руках у него всегда была палочка, на которую опирался, и записки с заданиями. Он раздавал эти записки декану семинарии и студентам, сам же давал пример трудолюбия и вдохновлял молодежь своим примером. С учетом того, что семинария была при монастыре, где жила и училась молодежь, все учащиеся принимали участие в монастырской богослужебной жизни, что способствовало их воспитанию и обучению. С 1950 года Владыка Виталий является постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.

В 1952 году его освободили от обязанностей ректора Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, и передали эти обязанности архимандриту Аверкию (Таушеву), однако он продолжал преподавать в этой семинарии.

8 (21) марта 1960 года ушел из жизни в Нью-Йорке. Его похоронили в Свято-Владимирском храме-памятнике в городе Джексон (США).