Биография

Детство, юношество, студенчество

Рожденный в скромной семье города Друя Виленской губернии, его отец работал судебным приставом, а дед был священником в Православной церкви.

В 1893 году Владимир успешно завершил обучение в виленской гимназии, получив золотую медаль. После этого он поступил в Петербургский университет на юридический факультет и успешно закончил его, получив диплом 1-й степени в 1897 году.

Научная и преподавательская деятельность

Ввиду его высоких знаний и стремления к научной и педагогической деятельности, а также благоприятных отзывов, он оставался в университете для подготовки к профессорской карьере. В 1897 году В. Н. Бенешевич отправился в Германию для дальнейшего образования, посещая лекции в университетах Гейдельберга, Лейпцига и Берлина, где изучал юридическое право, историю и философию.

После возвращения из Германии в 1901 году, Владимир Николаевич начал тщательно изучать славянские и греческие рукописи в Петербургской Публичной библиотеке. В течение периода с 1901 по 1908 год, а также в 1911 и 1912 годах, он проводил летние поездки за рубеж, где анализировал литературу в местных библиотеках.

В течение этого времени были тщательно изучены рукописные коллекции 49 ведущих библиотек Европы и Ближнего Востока. Как результат длительного и усердного труда было обнаружено значительное количество документов с православным характером (всего несколько сотен).

В 1905 году В. Н. Бенешевич успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1914 году получил степень доктора наук. Обе его работы включали анализ многочисленных рукописных материалов и представляли собой фундаментальные научные труды по церковному праву Византии; обе работы были высоко оценены специалистами и удостоены Уваровской премии.

Владимир Бенешевич начал свою академическую карьеру в 1905 году как приват-доцент, затем стал экстраординарным профессором в 1909 году, а после этого стал ординарным профессором Петербургского (позднее Петроградского) университета. В течение периода с 1905 по 1910 год он преподавал историю Византии и греческую палеографию на историко-филологическом факультете. Затем, с 1910 года, он начал читать лекции на юридическом факультете по церковному и государственному праву.

В период до революции он работал во многих учебных заведениях. Например, с 1903 по 1904 годы он преподавал церковное право в Александровском лицее, затем с 1906 по 1909 годы он работал в Санкт-Петербургской духовной академии. Позднее он преподавал на Женских курсах Раева, Высших женских курсах и в Военно-юридической академии.

Обширный список профессиональных обязанностей у В. Бенешевича был связан не только с его известностью, но и, возможно, даже больше со следующим. Как позже вспоминал сам он, его политические взгляды и свободомыслие не нравились многим из его начальников. В частности, его обвиняли в том, что он симпатизировал товарищам с левыми взглядами, и однажды обвиняли в незаконном хранении литературы. Следует отметить, что Бенешевич с сочувствием относился к революции 1905 года, и из-за этого его притесняли. Вообще, в начале двадцатого века он находился под постоянным наблюдением полиции.

Он активно участвовал в редакционной работе нескольких журналов, включая "Русский исторический журнал" и "Христианский Восток", параллельно с преподаванием.

В ходе своего восточного путешествия В. Бенешевич встретил Людмилу, дочь профессора из Петербурга Ф. Зелинского. Несмотря на большую разницу в возрасте (ему 33, ей 18), между ними возникли серьезные и теплые чувства. Вопреки ожиданиям, их любовь была обоюдной, и они поженились, несмотря на возмущение и нарекания окружающих из-за различий в вере. Впоследствии у них появились трое детей, и они считали свою семью очень счастливой.

Жизнь Бенешевича после революции

В 1917 году произошла серия революций, которые изменили уклад общества, приведя к кровавому хаосу. Российская интеллигенция, включая Бенешевича, была разделена в своих отношениях к революционным преобразованиям. Однако, Бенешевич относился к правительству большевиков более сдержанно, чем многие другие представители интеллигенции.

Вскоре после этого, семья Владимира Николаевича пережила страшную беду. В 1918 году, зимой, когда в Петрограде начался голод, он отправил своих близких в Тамбовскую губернию. Там его сын, Никита, заразился дизентерией и умер. Профессор с трудом добрался до семьи, но и сам заболел тифом и чудом избежал смерти.

В период после революции Бенешевич не был востребован в качестве ученого. Его отец, Фаддей Зелинский, предложил семье переехать к нему за границу, но Бенешевичи решили остаться на Родине, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Время от времени Владимир Николаевич привлекал внимание различных полицейских органов. Его обвиняли в участии в подготовке и проведении Поместного Собора, который состоялся в 1917 году. В 1922 году В. Бенешевича арестовали по делу священномученика Вениамина (Петроградского), однако ему не было предъявлено официального обвинения. Будучи юристом, он умело защищал себя и отводил подозрения, и в конечном итоге был оправдан.

В 1924 году друзья помогли ему устроиться на работу в Публичную библиотеку, где он занимался фотографированием рукописей. В 1927 году его отправили в командировку за границу, где он работал в различных библиотеках Франции, Италии, Германии. По возвращении из заграницы он столкнулся с репрессивной машиной, которая преследовала его.

В 1928 году его обвинили в сотрудничестве с Ватиканом, польской и немецкой разведками. Это было связано с его участием в подготовке унии Православной Церкви с Римско-Католической. Бенешевич был признан виновным и приговорен к ссылке на три года в Соловецкий лагерь.

Однако вскоре его вернули в Ленинград. В 1930 году он был обвинен в рамках так называемого "Академического дела", сфабрикованного для академика С.Ф. Платонова, обвинения в антисоветстве и заговоре против существующего режима. На этот раз угроза для его жизни была настолько серьезной, что находясь в подземном тюремном помещении, Бенешевич размышлял о смерти и даже оставил прощальное послание на стене. В 1931 году его приговорили к пятилетней ссылке в Ухту. Его жена также не избежала «возмездия» и была приговорена к трёхгодичному заключению в Беломорско-Балтийском лагере.

Бенешевич вернулся из ссылки досрочно в 1933 году и сразу же начал заниматься освобождением своей супруги по возвращении в Ленинград. При помощи Бонч-Бруевича Людмилу освободили досрочно в 1934 году.

Владимир Николаевич был нанят на работу в Публичной библиотеке, где работал в отделе рукописей до 1937 года. В то же время он также преподавал историю Византии в ЛГУ. Похоже, его жизнь начала налаживаться, но нельзя забыть, что о нем также помнили.

В 1937 году научная работа "Синагога Иоанна Схоласта" была опубликована в Мюнхене, что послужило поводом для преследований со стороны властей. Несмотря на то, что Бенешевич считал себя советским учёным, его обвинили в антисоветчине и связях с фашизмом. В результате, в октябре того же года он лишился звания профессора, был уволен из библиотеки, а затем обвинен в шпионаже.

В январе 1938 года он был приговорен к расстрелу, и этот приговор был исполнен 27 января 1938 года.

В. Бенешевич был уважаем как ученый и воспитатель, и его влияние продолжалось долгие годы после его смерти. Его научные работы, такие как Канонический сборник XIV титулов, Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика, оставили неизгладимый след в истории и правовой науке.

Труды

  • Два списка славянского перевода Синтагмы Матфея Властаря... // Известия Отд-ния рус. языка и словесности. Т. 6. 1901. Кн. 4. С. 150-227
  • Сведения о греческих рукописях канонического содержания в библиотеках монастырей Ватопеда и Лавры св. Афанасия на Афоне // Византийский временник. Т. 11. 1904. Прилож. 2
  • Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. Спб., 1905 (Leipzig, 1974r) (с прилож.)
  • Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1-3. Спб., 1906-1907 (Leipzig, 1974r); Т. II / Подгот. к изд. и доп. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. Н. Щаповым; Под общ. рук. Я. Н. Щапова. София, 1987
  • Армянский пролог о св. Борисе и Глебе // Известия Отд-ния рус. языка и словесности. Т. 14. 1909. Кн. 1. С. 201-236
  • Четвероевангелие в древнем грузинском переводе по рукописям 913 и 995 гг. Вып. 1-2. Спб., 1909-1911
  • Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. I. Спб., 1911; Т. III. Вып. 1. Пг., 1917
  • Очерки по истории Византии. Вып. 1-4. Спб.; Пг., 1912-1915
  • Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисского церковного музея // Христианский восток. Т. 2. Вып. 3. 1913. С. 349-377; Т. 5 (1916). Вып. 2. 1917. С. 112-127
  • Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика: К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. Спб., 1914 (Leipzig, 1972r). (Зап. классич. отд-ния Имп. Рус. археол. о-ва; Т. 8)
  • Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, кончая временем Петра Великого. Вып. 1-2. Пг., 1914-1915
  • Номоканон Иоанна Комнина, архиеп. Ахридского // Византийский временник. Т. 22 (1915-1916). Вып. 1-2. 1916. С. 41-61
  • Тактикон Никона Черногорца. Вып. 1. Пг., 1917 (Зап. ист.-филол. фак-та Петроград. ун-та; Ч. 139) (изд. не окончено)
  • Памятники древнерусского канонического права. Ч. 2. Вып. 1. Пг., 1920 (Рус. ист. биб-ка; Т. 36)
  • К истории евреев в Византии VI-X вв. // Еврейская мысль. 1926. С. 197-224, 305-318
  • Русско-византийская комиссия Glossarium Graecitatis // Византийский временник. Т. 24. 1926. С. 115-130
  • Die byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei... // Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher. Bd. 5. 1926. H. 1-2. S. 97-167
  • Вазелонские акты. Материалы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XII-XV вв. Л., 1927 (совместно с Ф. И. Успенским) Corpus scriptorum juris graeco-romani tam canonici quam civilis // Actes du IVe Congrès International des études Byzantines (= Известия на Българския археологически институт. Т. 9). Sofia, 1935. P. 137-144
  • Zur slavischen Scholie angeblich aus der Zeit der Slavenapostel // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 36. 1936. H. 1. S. 101-105
  • Joannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque ejusdem opera juridica. T. 1. München, 1937. (Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wissen., Philosoph.-hist. Abteilung. Neue Folge; H. 14)
  • Les manuscits grecs du Mont Sinaï et le monde savant de l'Europe depuis le XVIIe siècle jusq'à 1927. Athènes, 1937 (Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechische Philologie). Полный список науч. тр.: Гранстрем. 1973. С. 239-243; Древнеславянская Кормчая. 1987. С. 258-262 (с доп.).

Биография перефразирована с учетом указанных требований. Данная биография была воссоздана с целью сохранения ее оригинального содержания и основных фактов. Если текст этой биографии содержит какие-либо ошибки или искажения фактов, пожалуйста, обратитесь к оригинальному источнику для получения достоверной информации.

Книги автора

История Русской Православной Церкви