Биография

1 января 1848 года произошло рождение в семье священника.

Окончив Тамбовскую Духовную Семинарию в 1874 году, он получил степень кандидата богословия за свою работу "О праве церковного отлучения". Специализировался на церковно-практическом отделении. Назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, затем преподавал Свящ. Писание. Также преподавал немецкий язык в семинарии, географию в женской гимназии и епархиальном женском учебном заведении. В 1882 году, он был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова и избран депутатом от духовенства на епархиальном съезде. В 1883 году он был назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой церкви, и проявил себя как выдающийся проповедник.

Ранняя потеря жены и ребенка сильно изменила жизнь священника Василия. В 1886 году он был пострижен в монашество и назначен настоятелем козловского Троицкого монастыря, а затем переведен в новгородский Антония Римлянина монастырь. Он также был активным участником деятельности Новгородского епархиального братства Св. Софии.

В 13 июня 1888 года в Соборе Александро-Невской лавры В. был посвящен во епископа Старорусского и стал викарием Новгородской епархии. Хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митрополит Исидор (Никольский). В. стал активным помощником митрополита Исидора в управлении Новгородской епархией. Он осуществлял посещение храмов и составлял журналы с детальными сведениями о клире, церкви, и приходских школах. Также он стремился оживить приходскую жизнь и для этого он подготовил список книг, которые должны были быть в церковных библиотеках. В. также принимал участие в открытии епархиальной публичной библиотеки в Новгороде. Благодаря его усилиям были введены воскресные беседы по вопросам веры и нравственности, учеба и беседы проводились в различных местах, таких как Софийский собор, зал Благородного собрания и здание семинарии. В. также уделял внимание церковноприходским школам, поддерживая их развитие. Он также проповедовал против пьянства и убеждал духовенство бороться с этой проблемой. В. также учредил 2 должности епархиальных миссионеров в епархии.

15 июля 1888 года в Новгороде прошло празднование 900-летия Крещения Руси под руководством В. В сентябре того же года было перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу. 17 сентября В. провел молебен перед иконой на площади в Старой Руссе в присутствии 20 тысяч прихожан, а на следующий день совершил литургию в соборе старорусского монастыря на Острову в честь Преображения Господня. 18 сентября этот день стал одним из дней празднования Старорусской иконы Божией Матери. В октябре 1890 года архиерей В. возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской Духовной Семинарии.

В январе 1891 года В. был назначен на Самарскую кафедру и продолжал свою активную деятельность, направленную на духовное просвещение. Он развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, старался обеспечивать их учебными пособиями, а также способствовал увеличению числа приходских библиотек. В. также организовал внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, которые проходили в разных храмах Самары. Он совершал вечерние молебны и открывал чтение, которое продолжал местный священник, присутствуя на беседе до конца. В феврале 1892 года В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя святого Алексия, митрополита Московского. Он также организовал бесплатные вечерние религиозные чтения в здании городской думы. 11 мая 1892 года по его инициативе в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, на котором собрались все учащиеся города.

В 1891 году в Самарской губернии произошел неурожай, который привел к голоду и эпидемии холеры. Василий учредил епархиальные и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, приказал консистории перевести церковные средства на помощь голодающим. В монастырях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедных, а дети из местных школ получали бесплатное питание. Василий устраивал общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери за избавление от холеры на площадях города. Он также призывал жителей города помогать больным, посещал лазареты и совершал панихиды на кладбище. Многие приписывали остановку эпидемии его молитвам.

18 октября 1892 года В. был назначен экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Он активно путешествовал по кавказским приходам и монастырям, благодаря чему в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, а также восстановлены Мцхетский собор и монастырь во имя равноапостольной Нины.

В своей деятельности В. обращал особое внимание на духовно-просветительскую работу, как и в других местах своего служения. Он организовал Духовную школу в Кутаиси и более 300 церковно-приходских школ в Экзархате, в которых учились дети из различных семей, включая старообрядцев, армян, евреев и других. Архиерей часто посещал эти школы и следил за уровнем преподавания. Также он организовал религиозные чтения в тифлисских храмах, регулярно посещал храмы города и слушал проповеди. В 1897 году он учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, которое объединило духовенство Тифлиса и многих мирян. Члены братства проводили беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли православные книги и организовывали крестные ходы. Благодаря В., также возродилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, которое способствовало устройству библиотек с духовно-нравственным содержанием на русском и грузинском языках при многих храмах.

С большим трудом и усердием В. старался улучшить религиозно-нравственный уровень населения. Под руководством архиепископа он основал молитвенный дом в Колючей балке - одном из наименее благополучных районов Тифлиса. В этом доме проводились занятия для детей, которые не могли посещать учебные заведения, а также учили рукоделию. Он также открыл читальню и бесплатную чайную при тифлисском кафедральном соборе. В другом районе, где жило неправославное население, по его усилиям был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и библиотекой. Именно он рукоположил священника к этому храму, впоследствии ставшего митрополитом Новосибирским Варфоломеем.

В 1893 году, во время эпидемии холеры в Закавказье, богослов В. получил известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе от комитета народного здоровья. Он призвал население города к общей молитве и 15 августа, в праздник Успения Божией Матери, организовал крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на преданную службу святителя В., часть националистически настроенного грузинского общества и клира относилась к нему враждебно. В Синоде поступало множество жалоб на архиерея, наполненных клеветой и наветами. Современники отмечали, что простота, трудолюбие, исправность во всем, и особенно целомудрие святителя вызывали подозрения и клеветнические доносы. Революционные и националистические идеи активно распространялись среди студентов Тифлисской семинарии. В конфликтах ректора семинарии архимандрита Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, что вызывал негодование грузинских газет.

21 февраля 1898 года В. был назначен на Московскую кафедру после своего возведения в сан митрополита. Его помощниками, ставшими викариями Московской епархии, были выдающиеся церковные деятели. 28 февраля 1899 года митрополит возглавил церемонию посвящения во епископа Волоколамского архимандрита Арсения (Стадницкого), 1 июля 1901 года состоялась церемония посвящения во епископа Дмитровского архимандрита Трифона (Туркестанова), а 29 июня 1906 года - архимандрита Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

В Москве святитель применил свой опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. Он призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю святитель произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в которых затрагивал актуальные вопросы государственной и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. В июне 1902 года по инициативе святителя в здании Исторического музея на Красной площади начали работу общеобразовательные курсы для рабочих, которые пользовались популярностью.

Благодаря усилиям В., в 1903 году в Москве был открыт епархиальный дом с храмом во имя равноапостольного князя Владимира. Этот центр просветительской и миссионерской деятельности в епархии впоследствии получил название Владимирский. В доме священники проводили службы и проповеди, а по воскресеньям здесь совершалась вечерня с акафистом при общенародном пении. Также проводились беседы религиозного содержания, чтения для рабочих, лекции, богословские чтения, духовные концерты и другие мероприятия. В 1907 году В. начал организацию молодежного Златоустовского религиозно-философского кружка, который также располагался в епархиальном доме. Целью кружка было распространение религиозно-философских идей в строго православном духе среди учащейся молодежи.

В. активно поддерживал духовные учебные заведения, оказывая помощь в обеспечении их материальных нужд. Он основал богословские курсы и епархиальное училище для женщин при московском монастыре в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", а также способствовал строительству здания для Перервинского духовного училища, дома для преподавателей МДС и проведению ремонта Заиконоспасского, Донского и женского Филаретовского духовных учебных заведений. В его епархии были организованы курсы для преподавателей церковноприходских школ, а также проводились съезды преподавателей Закона Божия.

В целях развития миссионерской работы В. организовал ежегодные курсы для священников, ввел 4 новых должности епархиальных миссионеров. Он также учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство святого Алексия при Чудовом монастыре. При этом он расширил область деятельности Петра митрополита братства. В результате его усилий в 1907 году была открыта кафедра по истории и апологетике сектантства в Московской духовной академии, а позднее такие кафедры были созданы и в других духовных академиях. В. также активно организовал народно-миссионерские курсы, на которых обучались рабочие, и поддерживал церковно-народные хоры.

Святитель рассматривал борьбу с распространением социалистических и революционных идей как одну из важнейших миссионерских задач своего времени. Он критиковал эти идеи с позиции христианской и научной точек зрения. Святитель считал, что рабочее движение основано на стремлении пролетариата к улучшению жизни и нравственному возвышению, что справедливо и естественно. Однако он считал, что использование революционной борьбы в этом процессе является недопустимым.

Святитель решительно выступил против революции в 1905-1907 годах. В октябре 1905 года, во время всеобщей забастовки, Варсонофий и Серпуховский епископ Никон (Рождественский) распорядился распространить по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Поучение было очень категоричным и осуждало организаторов забастовок как "извергов рода человеческого", а также призывало верующих «проснуться» и быть готовыми "умереть за царя и за Русь". Опасаясь последствий такой жесткости, некоторые московские священники читали поучение с сокращениями, многие вообще не читали его, а 76 священников заявили о "полной несолидарности" с посланием. 22 октября 1905 года Святейший Синод выразил опасения, что послание может привести к "междоусобному раздору среди населения". 30 октября 1906 года на специально созванном собрании московского духовенства Варсонофий произнес речь о "Нашей пастырской задаче в борьбе с социал-демократической пропагандой", в которой назвал РСДРП "зерном революции" и призвал духовенство активизировать "социальную проповедь" и обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение. Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, присутствовал на его первом съезде 6 апреля 1906 года и совершал молебен.

В. активно поддерживал инициативу о созыве Поместного Собора, принимал участие в работе Предсоборного присутствия РПЦ в 1906 году. Он также поощрял благотворительное дело и оказывал поддержку в вопросах основания Марфо-Мариинской московской женской обители в 1909 году при великой княгине преподобной Елизавете Феодоровне. В свои последние годы работы в Московской кафедре он уделял много времени и сил борьбе с народным пьянством. Под его покровительством были проведены Российский противоалкогольный съезд в 1911 году и Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в 1912 году.

2 ноября 1912 года ушел из жизни митрополит Антоний (Вадковский), который был очень близок к святителю с детства. 5 ноября В. возглавил похороны, а 23 ноября получил назначение на кафедру в Санкт-Петербурге. Он был глубоко привязан к московской пастве и не хотел это назначение, но согласился после обращения мученика Николая II Александровича. 1-2 декабря 1912 года по приглашению архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) В. принял участие в открытии епархиального дома в Новгороде. С 3 по 10 декабря Москва прощалась с В., прислав депутации от всех церковных и религиозных учреждений, в создании которых он участвовал.

В середине декабря Владимир прибыл в Санкт-Петербург. В связи с тем, что он был активным членом Святейшего Синода, архиерей должен был уделять большое внимание общим церковным делам. В 1913 году он занимал пост председателя юбилейной комиссии и занимался организацией торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых. В том же году, 12 мая, он принимал участие в торжествах в Москве по случаю прославления святого мученика Ермогена, Патриарха Московского. С 29 по 31 августа он возглавил празднование 200-летия Александро-Невской лавры. 28 июля 1914 года он возглавил торжества канонизации Тамбовского святого Питирима в своем родном Тамбове.

В С.-Петербургской епархии В. расширил полномочия и обязанности викарных епископов по сравнению с предыдущими временами. Его незаменимым помощником стал Гдовский епископ и святой мученик Вениамин (Казанский). В. освятил ряд храмов, в том числе 15 января 1914 года собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 8 сентября 1913 года в присутствии великой княгини Елизаветы Феодоровны он благословил начало строительства церкви святого Николая Чудотворца на Барградском подворье в С.-Петербурге. По благословению Владыки был создан Историко-археологический комитет С.-Петербургской епархии (устав учрежден в июле 1913 года).

Святитель уделял огромное внимание проблеме пьянства, как и многие другие ученые и деятели церкви. В 1913 году под руководством святителя был установлен всероссийский церковный день трезвости в память святого Иоанна Крестителя. В Петербурге этот день проводился в Исаакиевском соборе, где святитель В. вел крестный ход и отслужил молебен по особому чину "об исцелении страдающих пьянственным недугом". Он поддержал инициативу превращения петербургского общества трезвости во всероссийское братство, представил проект устава на утверждение в Синоде и председательствовал на учредительном собрании в 1914 году.

В результате изменения названия города Санкт-Петербурга на Петроград, Василий стал известным как "Петроградский и Ладожский" с 19 августа 1914 года. Во время Первой мировой войны он часто принимал участие в общенародных молебнах за победу над противниками. Первый такой молебен состоялся 17 августа 1914 года на Исаакиевской площади, куда съехались паломники из всех церквей города. Благодаря указанию святителя, в епархии был организован фонд помощи семьям, отправленным на фронт, при этом сам митрополит пожертвовал 1000 рублей. 31 декабря 1914 года в Петрограде был открыт общий церковно-приходской лазарет на 70 кроватей (3 из которых обеспечивал сам митрополит), который получил название Василий. В августе 1915 года был создан комитет помощи беженцам.

В 1915 году митрополит В. получил аудиенцию у императора Николая II, на которой выразил свое несогласие с произвольными перемещениями архиереев и влиянием посторонних лиц на внутрицерковную жизнь, в частности Г. Е. Распутина. Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с императором и императрицей Александрой Феодоровной. 23 ноября 1915 года был вынесен указ о переводе митрополита В. в Киев на место умершего митрополита Флавиана (Городецкого), со статусом первенствующего члена Синода. 4 декабря состоялось прощание столичного духовенства с митрополитом в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. Было принято решение присвоить имя святителя Серафимовской школе общества. В. пробыл в Киеве менее месяца, после чего 7 января 1916 года он уехал в Петроград для участия в заседаниях Синода. После этого большую часть времени он проводил в Петрограде как первоприсутствующий в Синоде.

В. был удостоен орденов святой Анны 1-й степени (1893 г.), святого благоверного князя Александра Невского (1907 г.), святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени (1915 г.), а также черногорского ордена князя Даниила I 1-й степени, сербского ордена святого Саввы 1-й степени и других. 24 апреля 1915 года Московская духовная академия присудила В. степень доктора богословия за его литературные труды.

Во время Февральской революции 1917 года, Святейший Синод, под руководством В. отказался поддержать монархию, отклонив воззвание к народу. После прихода к власти Временного правительства, В. оставался ведущим членом Синода и выступал против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви. Однако, 14 апреля, Временное правительство издало указ об освобождении его и большинства членов Синода от их должностей, после чего он вернулся в Киев.

На Украине архиерей столкнулся со всплеском сепаратистского движения. Весной в Киеве была создана должность комиссара по духовным делам, организован Исполнительный комитет духовенства и мирян. На встрече с представителями комитета В. заявил, что организация создана незаконно и стремится к захвату власти, но архиерей надеялся впоследствии направить ее деятельность в каноническое русло, поэтому дал благословение на созыв комитетом епархиального съезда духовенства и мирян. На съезде в апреле было принято решение о создании независимой Украинской Церкви. В августе состоялся еще один съезд, участники которого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

В июле 1917 года В. присутствовал в Петрограде и принимал участие в работе Предсоборного Совета. В августе он отправился в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, который начался 15 августа служением В. литургии в Успенском соборе Московского Кремля. В ходе собора В. был избран почетным председателем и председателем отдела церковной дисциплины. Он также участвовал в первом туре выборов Всероссийского Патриарха, получив 13 голосов. 21 ноября В. возглавил церемонию интронизации Патриарха Московского и всея России святителя Тихона.

В ноябре 1917 года в Киеве начал свою работу особый комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора, который затем переименовал себя во Всеукраинскую церковную раду. Эта организация была временным правительством для всей Украинской православной Церкви и незамедлительно назначила своих комиссаров в консистории всех украинских епархий. Часть духовенства стремилась к автокефалии и требовала не допустить возвращения митрополита в Киев. Однако не все жители Украины поддерживали сепаратистов. В ноябре состоялось собрание Союза православных приходов Киева, которое выразило протест против попыток объявления автокефалии Украинской Церкви и высказалось за возвращение митрополита. Депутаты были посланы в Москву с просьбой вернуться в Киев, так как дальнейшие события угрожали церковному расколу. Митрополит прибыл в город 4 декабря и совершил богослужение в Златоверхом киевском во имя архангела Михаила монастыре.

На Украине каноническому митрополиту В. противостоял архиеп. Алексий (Дородницын), который был председателем Всеукраинской церковной рады. Епископы украинских епархий согласились, что рада имеет право созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие которого было намечено на 7 января 1918 года. В этот день после литургии и молебна на Софийской площади в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отклонил кандидатуру митрополита в качестве председателя и избрал его почетным председателем. В. присутствовал на всех соборных заседаниях. 19 января 1918 года первая сессия Собора была прервана из-за приближения Красной Армии к Киеву. Во время боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре, которая неоднократно подвергалась обстрелу. Вместе с братией он совершал молебны и читал акафисты.

Вечером 23 января большевики атаковали лавру, где солдаты грабили помещения и насмехались над святынями и монахами. Вечером 25 января (7 февраля) пять солдат доставили В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. В 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил исполнителей. Утром следующего дня его тело нашли прохожие, которые сообщили об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архиерей после совершения панихиды приказал перенести останки священномученика в Михайловскую церковь. Наместник лавры отслужил панихиду по убитому архипастырю, а на месте расстрела был установлен крест. Также в последующие дни служились панихиды как в лавре, так и в храмах Киева. 29 января (11 февраля) тело В. перенесли в Успенский собор лавры, где совершили чин отпевания представители церковной иерархии. Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви. Большевики не признали ответственности за убийство иерарха, и комиссия по расследованию трагедии не выявила ничего конкретного.

После того, как в Москве стали известны подробности о смерти Владимира, в князь-Владимирском храме при соборной палате была отслужена панихида в присутствии всех членов Поместного Собора. Панихиды также прошли в Новгороде и Петрограде под руководством епископов Алексия и Вениамина соответственно. Участники Собора почтили память Владимира, посвятив ему заседание 15/28 февраля. На этой встрече было принято решение о создании фонда для возведения часовни на месте убийства Владимира, а также о строительстве рабочего дома его имени в Москве и о выплате пособий семьям погибших священнослужителей. Владимир был первым священномучеником-архиереем в XX веке, его имя стало символом начавшихся гонений на Церковь. Поместный Собор 18 апреля 1918 года утвердил день молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских на 25 января или следующий за ним воскресный день. Это празднование было восстановлено в 1991 году.

На 20 июля 1992 года Архиерейским Собором РПЦ было принято решение причислить В. к лику святых. Его мощи были обретены и помещены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Данная задача представляет собой перефразирование биографии, используя грамотные и простые тексты.

Книги автора

Слова и речи
Священное Писание