Биография

Рене Франсуа Гетте (в православии Владимир) родился в 1816 году во французском городе Блуа, который находится на реке Луаре, в семье с небольшим достатком. В 1832 году его мать скончалась, и он был отдан на воспитание к о. Леону Гарапену, где остался два года. Позднее Рене учился в малой семинарии в Блуа, а затем перешел в большую семинарию, где изучал богословие и философию. Во время учебы он проявил интерес к серьезным исследованиям.

В возрасте 23 лет Рене Франсуа был посвящен во священника и в течение нескольких лет служил на приходах Блуаской епархии. Он был образованным и преданным своему делу пастырем, который завоевал как сторонников, так и врагов среди священников, работавших при епископской администрации. Однако у него был свой защитник - викарий (позднее ставший епископом) Фабр. По его настоянию о. Рене начал работу над своим многотомным трудом "Histoire de l'Eglise de France" ("История Французской Церкви", 1847–1857).

После 1848 года о. Рене был редактором местного республиканского журнала "Republicain de Loire et Cher", затем переехал в Париж, где работал преподавателем классических языков в школе. Он мечтал стать профессором, но был назначен капелланом в одном из госпиталей, а затем переведен в другой.

Поначалу архиепископ Парижский Сибур поддерживал о. Рене, но затем изменил своё мнение под влиянием ультрамонтан. Его недруги обвиняли его в янсенизме и галликанстве на основании его работы "Histoire de l'Eglise de France". В 1852 году седьмой том его "Истории Французской Церкви" был осуждён и внесён в "Индекс запрещённых книг", но это не помешало о. Рене написать ещё пять томов.

В 1857 году архиепископ Сибур запретил о. Рене совершать богослужения в Парижской епархии, утверждая, что он принадлежит к Блуаской епархии. Однако формально запрета на служение ему не было. Позже, когда архиепископ Сибур был убит священником Верже, противники о. Рене пытались обвинить его в причастности к преступлению, но их попытки не увенчались успехом.

Несмотря на трудности, о. Рене находил время для изучения церковно-исторических вопросов. Со временем его критическое отношение к Римскому престолу усилилось. В своих спорах с ультрамонтанами он старался доказать, что все тексты, цитируемые в поддержку папской власти, поддельны или искажены.

В те же годы отец Рене проявил интерес к Православной Церкви и впоследствии утверждал, что для католика, чтобы стать православным, необходимо отвергнуть главенство Папы и ложные догматы, пришедшие через это. В своем журнале "Observateur catholique" он доказывал, что институт папской власти не имеет божественного основания и явно выразил склонность к православию.

Один случай привел к встрече между о. Рене и С.П.Сушковым, русским автором, который обратился к католическому богослову за помощью в вероисповедных вопросах. Удивительно, но о. Рене дал ему объяснения в православном духе, что поразило Сушкова. В дальнейшем католический священник был представлен протоиерею Иосифу Васильеву, который работал на русском приходе в Париже многие годы. Протоиерей Иосиф нашел, что все суждения о. Рене были настолько православными, словно он окончил курс Московской духовной академии.

В 1861 году епископ Леонтий (Лебединский) отправился в Париж для освящения русского храма. Преосвященный Леонтий был первым русским архиереем, который посетил Европу, занимая должность епископа Ревельского и викария Санкт-Петербургской митрополии. Его обаяние и ум зачаровали как французов, так и русскую колонию в Париже, что привело к переходу о. Рене Гетте в православие. Встретившись с епископом, о. Рене подал прошение о присоединении к православию, которое было удовлетворено Святым Синодом в 1862 г. О. Рене был присоединен к Православной Церкви под именем Владимир, оставшись в своем сане.

В 1863 году о. Владимир Гетте опубликовал свою книгу "Схизматическое папство, или Рим в его отношениях с Восточной Церковью" (Paris, 1863). За эту книгу и другие полемические сочинения он был удостоен степени доктора богословия Московской духовной академией. Вместе с прот. Иосифом Васильевым он основал православный журнал "Union chretienne", который был создан на основе "Observateur catholique". На протяжении 30 лет о. Владимир вел полемику с католическими богословами на страницах этого периодического издания.

В 1866 году было опубликовано сочинение о. Владимира под названием "Exposition de la doctrine de l'Eglise catholique orthodoxe et des autres Eglises chretienne" (Париж, 1866), в котором он стремился предоставить краткое руководство по вопросам веры для читателей без богословского образования. Эта книга, посвященная императрице Марии Александровне, в конечном итоге была переведена на несколько европейских языков. В 1869 году она была опубликована сразу на двух языках: русском (Казань, 1869; Санкт-Петербург, 1869).

Отец Владимир написал "L'histoire de l'Eglise depuis la Naissance de N. S. Jesus Christ, jusqúa nos jours" (v. 1–7. Ed. 2. Paris, 1885–1889), но не смог завершить эту работу. Его целью было изложить историю христианства, опираясь на древние письменные источники, чтобы показать, что истина сохранена только в православии. Начало этой работы было переведено на русский язык и опубликовано под названием "История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Гетте" (Пер. с франц., т. 1–3. СПб., 1872–1875).

В 1875 году отец Владимир Гетте получил русское подданство, после чего был удостоен личной аудиенции у императора Александра II, который пожаловал ему орден святой Анны. Право на ношение этого ордена отец Владимир, однако, долго не мог получить.

В это время о. Владимир Гетте пользовался огромной известностью и авторитетом в России.

Незадолго до своей смерти о. Владимир Гетте выразил желание быть похороненным в России, но его последнее желание не было выполнено. Французский священник, обратившийся в православие, скончался в Люксембурге 8 марта 1892 года и был погребен в Париже, на кладбище Батиньоль.

Книги автора