Биография

26 мая 1903 года в Геттингене, Германия, появился на свет сын известного философа-интуитивиста Николая Онуфриевича Лосского.

В 1920 году Василий Лосский поступает в Петроградский университет, но через два года вынужден эмигрировать из Советской России вместе с отцом и остальной семьей на знаменитом "философском пароходе". Они оселяются в Праге, где Лосский начинает работать с Никодимом Павловичем Кондаковым, знаменитым византологом и искусствоведом. Позже, в 1924 году, Лосский переезжает в Париж и поступает в Сорбонну. В 1927 году он успешно оканчивает университет и получает ученую степень по медиевистике.

В 1929 году родился сын Николай, который впоследствии стал протоиереем.

В конце 1920-х годов он присоединился к Православному братству имени святого патриарха Фотия, созданному в Париже при Трехсвятительском подворье (приход Русской Православной Церкви) с целью утверждения Православия во Франции. Во всех юрисдикционных конфликтах русской эмиграции Лосский оставался верным Московскому Патриархату.

С этого момента В. Лосский становится активным сторонником единства Русской Церкви и начинает публиковать свои богословские работы. Благодаря яркому таланту, глубокому знанию истории Западной Церкви и культуры, стремительной литургической жизни и проникновению в святоотеческую традицию, он смог выразить свою убежденность в Православии как истине с такой силой, что вскоре в Париже появилось французское православное общество.

Первым произведением автора, в котором он самостоятельно выражает свои мысли, можно считать "Спор о Софии" (1936 г.), в котором он критикует учение отца Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией с точки зрения христианской догматики. Лосский выразил свое большое уважение к творчеству С. Булгакова, но не согласился с его богословской концепцией, основанной на имперсонализме, природно-софийном детерминизме и смешении личности и природы.

В 1939 году Лосский получил французское гражданство, а с 1940 по 1944 годы участвовал во французском Сопротивлении. Все это время он не прерывал своей богословской работы и обучения. В это же время Лосский углубился в изучение восточной и западной патристики, включая труды Дионисия Ареопагита, Августина, Фомы Аквинского, Григория Паламы и других отцов Церкви, а также Мейстера Экхарта. Его работой стал фундаментальный труд "Очерк мистического богословия Восточной Церкви", опубликованный в 1944 году. Этот труд признан классическим в изложении основных идей восточно-христианской патристики и богословия в целом. В этом «Очерке» окончательно сформировался основной характер теологии Лосского - богословие как экзистенциальное знание. Лосский акцентировал внимание на необходимости более полной и глубокой разработки проблем собственно христианского учения о человеке. Но, несмотря на усиление значимости антропологических элементов, Лосский отказался от антропологического обоснования мира, выстраивая учение о человеке на христианском принципе теоцентризма. Богословская антропология Лосского - не замкнутая система, не «осовремененная» логическая схема патристического учения, а оригинальная попытка определить человека в Традиции, измененного христианской религиозной реальностью и преображенного этой встречей с существованием "Иного".

В конце 1944 года, после освобождения Франции, в Париже был основан Французский Православный институт в честь святого Дионисия. В этом институте Лосский преподавал курсы по догматическому богословию и церковной истории в течение нескольких лет. От 1945 по 1953 годы Лосский занимал должность декана института. Благодаря его усилиям была открыта первая франкоязычная православная община на улице Сент-Женевьев в Париже.

С 1947 года Лосский участвовал в конференциях англо-русского Содружества святых Албания и Сергия Радонежского. Это Содружество было создано для поиска способов глубокого и плодотворного диалога между Православной и Англиканской Церквами. Благодаря усилиям этого Содружества некоторые работы В.Н. Лосского были переведены и выпущены в Англии.

С 1953 года он преподает на Пастырских курсах при Западноевропейском патриаршем экзархате и активно участвует в богословских и философских конференциях. В 1956 году он посещает Россию, где встреча с родиной после 34 лет разлуки приносит ему большое утешение.

В 1950-х годах Лосский написал ряд статей, посвященных проблеме человека, открывая новую главу своего богословия - богословия человеческой личности. Он считал, что состояние человека в христианстве ново и уникально, так как человек впервые открывает тайну Бога, одновременно личного и абсолютного. Вся богословская концепция Лосского можно рассматривать как пересечение двух больших тайн бытия - тайны Бога и тайны человека (например, в книгах «Боговидение» изданной посмертно в 1962 году, и "По образу и подобию" из 1967 года). Богословие Лосского направлено на взаимное раскрытие апофатики Бога и человека. Он считал, что познание Бога, являющееся высшим смыслом человеческого бытия, может быть удовлетворительно раскрыто только через понимание тайны самого человека, его сущности и предназначения, его неповторимости и уникальности. Лосский определял личность как новый модус существования человека, предлагаемый христианством, открывающий бесконечные возможности бытия путем выхода человека за пределы своего существования к Богу.

В этот же период Лосский начал изучать мистику Мейстера Экхарта (в работе "Апофатическое богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта" 1960 г.). Несмотря на важность этой работы, она была всего лишь подготовительным этапом к более масштабному исследованию двух явлений XIV века, независимых друг от друга в историческом плане, но часто совпадающих в своей духовной проблематике: немецкой мистики, достигшей своего расцвета в творчестве Мейстера Экхарта, и афонского исихазма, богословское осмысление которого связано с именем Григория Паламы. Однако Лосскому не удалось полностью реализовать свои намерения.

7 февраля 1958 года в Париже произошло его ушедшее из жизни.

В течение длительного времени труды Лосского оставались практически единственным образцом православного богословия для западного христианства. В своих сочинениях, как говорит протопресвитер Иоанн Мейендорф, Владимир Лосский "смог показать Западу, что Православие не является просто исторической формой восточного христианства, а вечной истиной Евангелия"1).

Хотя изначально работы Лосского были написаны для читателей на Западе, ныне они приобретают важное значение для восточнославянской богословской культуры, особенно после первого перевода "Очерка мистического богословия Восточной Церкви" в 1972 году и увеличения интереса к ним в 1990-х годах.

Богословская концепция

В соответствии с теорией Лосского, особенности восточно-христианской мистической теологии могут быть выражены понятием "обожение". В отличие от классической восточной мистики, где личность растворяется в Боге (мокша в буддизме и индуизме, «таухид» в суфизме и т. д.), и от классической западной мистики, где сохраняется дистанция между человеком и Богом в акте откровения (принципиальная несовместимость небожественного с божественным в католицизме), православная мистика представляет собой "мистику обожения". Согласно Лосскому, человек, объединяясь с Богом, не растворяется в Нем, а сохраняет свою личность в преображенной форме, становясь "богом по благодати". Владимир Лосский полностью принимает учение Григория Паламы о божественных энергиях, согласно которому Бог присутствует как в Своей сущности, так и вне ее, то есть в Своих энергиях. Именно в божественных энергиях Бог может быть познан, и именно объединение с ними и есть обожение.

Бог не ограничивается своей Сущностью и энергиями, он свободен от них и потому является Личностью. По мнению Лосского, православное богословие отличается от католической теологии тем, что в его трактовке Троицы Троица представлена как "изначальный факт абсолютной реальности", где каждая Личность уникальна и не имеет своей собственной сущности, но существует без обладания сущностью только для себя.

Основной идеей персонализма Лосского является принцип несводимости человека к его природе. Личность представляет собой кого-то, кто отличается от своей собственной природы, превосходя ее и при этом придавая существование человеческой природе. Человек содержит в себе свою природу, но не существует отдельно от нее, непрестанно восходя над ней и придавая ей значение.

Взывая к Лоскому, можно предположить, что акт творения мира представляет собой свободное проявление воли Бога, не обусловленное никакой необходимостью. Фраза "ничто, из которого мир" указывает на то, что мир имеет свою собственную не божественную природу, отличную от Бога. Бог создает личные существа, обладающие свободной волей, которая содержит в себе риск, так как они могут отказаться от Творца. Это подразумевает, что Бог поставил себя в положение бессилия перед созданной им свободой, подобно "нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающего их взломать".

Согласно Лосскому, понятие "чистой природы" является "метафизической выдумкой", так как оно фиксирует незавершенное состояние бытия. Он также утверждает, что каждая вещь обладает «логосом» (идеей) в качестве "способа участия в божественных энергиях". Он считает, что божественное предназначение мира включает в себя глобальный процесс его обожения, при этом "мир должен стать контейнером неземной благодати".

По мнению Лосского, зло не является сущностным, а скорее представляет собой отказ от Бога и стремление к иллюзорным целям. Грех, по его мнению, привел к катастрофическим изменениям в человечестве и мире. Смерть, по Лосскому, служит напоминанием о неправильном положении человека в мире. Неисполнение миссии Адама стало отправной точкой для миссии Христа, который взял на себя его роль.

По Лосскому, особая трактовка христологии также отражает специфику православной традиции. В то время как религии Востока ориентированы на иллюзорность мирского бытия, а западная гуманистическая культура сосредотачивается на «человеческом» православная христология сохраняет ценность «человеческого» обогащая его "божественным". Образ Божий в человеке есть "личность как свобода". Человек открыт Божественному, а Бог в свою очередь открыт «человеческому» что позволяет Лосскому определить свою антропологию как "открытую".

По Лосскому, путь к богоподобию включает в себя аскетическую борьбу за любовь, которая является финальной целью человечества. В это понимание любви входит страстное стремление к Абсолютному, которое также вызывает тоску по исходному "райскому единству." Любовь формирует отношение между личностью и другими, а также предполагает восходящее движение, достигая полноты совершенства личности во взаимопроникновении человеческой и Божественной природы. Церковь для Лосского является средой, в которой осуществляется соединение человека с Богом через свободное сотрудничество Божественного воления и человеческой свободы. Наконец, обожение делает человека подобным Христу, соединяя в себе природу тварную с полнотой благодати нетварной, с Божеством.

Лосский, вместе с протопресвитером Иоанном Мейендорфом и протоиереем Георгием Флоровским, является одним из наиболее известных представителей православного богословия на Западе. По мнению Жильсона, он был "самым воплощением христианского духа" среди нас. Его творчество в контексте западной культурной традиции можно рассматривать как результат продуктивного диалога между Востоком и Западом.

Соавторство В.Н. Лосского с протоиереем Георгием Флоровским, протопресвитером Иоанном Мейендорфом и другими знаменитыми богословами играло ключевую роль в изменении схоластической программы латинского богословия, которая была принята Русской Православной Церковью в XVIII-XIX веках. Это вдохновило разработку православной экклезиологии протопресвитером Николаем Афанасьевым.

Научные труды, публикации

  • Спор о Софии. — Париж: Братство св. Фотия, 1936.
  • Essai sur la Theologie Mystique de l’Eglise d’Orient. — Paris, 1944. (2-е издание — 1977) (Английский (1957), немецкий (1961), русский (1972) переводы).
  • The Meaning of Ikons. — London, 1944. (2-е издание — Boston (Mass.): Boston Book & Art Shop, 1969; 3-е издание (репринт) — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1982). Совместно с Л. А. Успенским.
  • Theologie negative et connalssance de Dieu chez Maitre Eckhart. — Paris: J. Vrin, 1960 (2-е *Vision de Dieu. — P.; Neuchatel: Delachaux et Niestle, 1962 (Английский (London; Clayton: The Faith Press; American Orthodox Press, 1963.), немецкий (1964) переводы).
  • A I’image et a ressemblance de Dieu. — Paris: Aubier-Montaigne, 1967. (Английский перевод — London, 1974).
  • La paternite spirituelle en Russie. — Paris, 1977. Совместно с Н. С. Арсеньевым.
  • Orthodox theology: An Introduction. — Crestwood (N. Y.): St. Vladimir’s Seminary Press, 1978.
  • Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.//Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. — М.: Издание московской патриархии. — 1972. — с. 9-128
  • Догматическое богословие // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 131—183
  • «Видение Бога» в Византийском богословии// Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 187—194
  • Паламитский синтез // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 195—203
  • Господство и Царство // Богословские труды. — 1972. — № 8. — С. 205—214
  • Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. Париж, 1986. — 194 с.
  • Александрия // Богословские труды. — 1983. — № 24. — С. 214—229
  • Каппадокийцы // Богословские труды. — 1984. — № 25. — С. 161—168
  • По образу и подобию. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Боговидение. — М.: Свято-Владимирское братство, 1995.
  • Спор о Софии. Статьи разных лет. — М.: Свято-Владимирское братство, 1996.
  • Его экзистенциальное эссе Sept jours sur les routes de France: Juin 1940. — Paris: Cerf, 1998; переведено 2012 году. СЕМЬ ДНЕЙ НА ДОРОГАХ ФРАНЦИИ.
  • Богословие и боговидение: Сб. статей. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000.

Примечания

В книге «Боговидение» Владимира Лосского рассматривается тема познания Бога и его отношения с человеком. Автор подробно исследует различные аспекты богословия и предлагает свои собственные взгляды на эту проблему.

Согласно В.Н. Лосскому, в его работе «Боговидение» издания 2007 года, он излагает свои мысли о том, как человек может приблизиться к Богу через восприятие мира вокруг себя. Автор обсуждает различные аспекты богословия и делает акцент на том, что Бог открывает себя через свои творения, и человек может познать Бога через их восприятие.

Виктор Николаевич Лосский, известный русский богослов и лингвист, в своем произведении "Искупление и обожение" рассматривает важные аспекты религиозной философии. В этой книге он обращается к понятиям искупления и обожения, глубоко анализируя их значения и связь с человеческими убеждениями и мировоззрением. В своей работе он представляет простой и понятный язык, который позволяет читателям легко воспринимать сложные темы. Это произведение Лосского интересно как для специалистов в области богословия и лингвистики, так и для широкого круга читателей, интересующихся философскими и религиозными темами.

Владимир Николаевич Лосский - известный русский богослов, философ и лингвист. Его работы посвящены исследованию концепции человеческой личности в теологии. В своих трудах Лосский обращал внимание на важность понимания личности как обладающей свободной волей и способной к духовному развитию.

Виктор Николаевич Лосский, известный русский богослов и философ, написал эсхатологический этюд под названием "Господство и Царство". Этот труд был опубликован в журнале «Боговидение» в 2007 году и занимает 482 страницы.

Лосский В.Н. в своем труде "Догматическое богословие" изложил основные принципы и учения христианской веры. В этой книге он представил систематизированное изложение основных догматических положений, описал ключевые верования и учения христианства, а также провел анализ основных догматических принципов.

Лосский В.Н. в своем труде "Догматическое богословие" представляет собой значимое изложение основных учений христианской веры. Эта работа, опубликованная в 2009 году, занимает 496 страниц и является важным исследованием в области богословия.

Лосский В.Н. в своей книге "Догматическое богословие" представляет глубокий анализ основных догматических принципов христианской веры. В своем труде он освещает основные темы, связанные с богословием, давая читателям возможность понять суть и значение этих догматических учений.

Лосский В.Н. в своем очерке изучает мистическое богословие в восточной Церкви. Эта работа была опубликована в журнале «Богословие» в Москве в 2009 году и занимает 224 страницы.

Виктор Николаевич Лосский - известный российский богослов, который изучал исихазм и мистическое богословие в православной традиции. Его вклад в изучение восточной Церкви и ее теологии отмечен в работе "Очерк мистического богословия восточной Церкви", опубликованной в 2009 году.

"Взгляд на Бога", издательство Нейшатель, 1962 год, страницы 7-9. (Перевод с французского.)

Книги автора

Церковное искусство