Биография

Монах, проживающий в Отенском новгородском монастыре, был сослан в этот монастырь около 1526 года из Москвы. Он известен как автор полемического сочинения под названием "Истины показание к вопросившим о новом учении" (Казань, 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему также приписывается сочинение "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М., 1880).

В своих публикациях Зиновий выражает противодействие новым учениям и поддерживает традиционные церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей и монашество. Будучи учеником Максима Грека, он защищает сохранение монастырского имущества, утверждая его законность и даже необходимость. Он крайне строго относится к еретикам, называя их "врагами Христовой веры", «безбожными» и «лживыми» советуя православным держаться от них подальше. В то же время Зиновий не поддерживает смертную казнь для еретиков, предлагая «затворение» в качестве наказания.

Своими взглядами Зиновий ближе к Иосифу Волоцкому, чем к Максиму Греку. Школа последнего повлияла лишь на внешний стиль полемических работ Зиновия, где он проявил большую начитанность и умение использовать ее. Например, его сочинение "Истины показание" не является просто сборником цитат из разных источников без критического анализа, как «Просветитель» Волоцкого. Эта работа написана с четким планом и представляет собой полное опровержение учения еретиков; она талантливо и живо изложена в форме бесед с клирошанами, обращающимися к Зиновию с вопросом: "Как нам спастись?".

В своих трудах Зиновий часто прибегает к абстрактным и естественнонаучным рассуждениям. Например, он объясняет троичность лиц с помощью аналогии с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания). Он также доказывает существование Бога через рассмотрение природы (все имеет свое начало, и начало - Бог) и тем, что все народы признают существование Бога. Иногда Зиновий также использует полемические приемы: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой - человек безнравственный, «лукавый» «безумный» "предтеча антихриста", и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо и делать истинные выводы.

Текст Зиновия отличается своеобразием, но использует простой и непритязательный язык, за исключением его работы в честь святого Никиты, которая полна риторических приемов. Он раскрывает проблемы еретиков, но также критикует и "верных". В своей работе в честь святого Ионы он откровенно выявляет социальные проблемы того времени и жестко осуждает "владык и правителей земских" за их разврат, эгоизм и жадность, которая жертвует справедливостью и милосердием. Все эти работы имеют большое значение как источник для изучения истории религиозных движений XVI века, таких как ереси Косого, Башкина и других.

"Показание истин" и высокая похвала прославляют первый этап развития учения Косого, до его бегства в Литву. Одновременно "Многословное послание", созданное в ответ на вопросы западно-русских православных, отображает, каким образом учение приобрело новую форму под влиянием широко распространенных протестантских учений в Литве.

Зиновию Отенскому приписывается авторство текста под названием "Сказание Зиновия мниха о прелести антихристовой". Однако священник Георгий Максимов обнаружил, что это сочинение является подделкой, возникшей в более позднее время среди старообрядцев. Текст «Сказания» даже упоминает французского императора Наполеона Бонапарта, жившего на два столетия после смерти Зиновия Отенского. Фрагмент из «Сказания» прямо взят из редкой старообрядческой рукописи первой половины XIX века под названием "Сказание о Наполеоне-антихристе". Автор «Сказания» также многократно ссылается на другие старообрядческие книги более позднего происхождения, включая «Тифологию» и "Щит веры", написанные в XIX веке.