Биография

Детские и юношеские годы

Иоанн Златоуст, известный древнегреческий богослов и ритор, родился примерно в 347 году в Антиохии в знатной семье. Его отец, выдающийся военачальник Секунд, не успел оказать существенное влияние на воспитание сына, так как умер, когда Иоанн был ещё маленьким ребёнком.

Мать Иоанна, Анфуса, женщина благородного происхождения, овдовев в двадцатилетнем возрасте, столкнулась с трудностями управления наследством и воспитания двух детей. В отличие от многих современниц, она решительно отклоняла предложения о втором браке, предпочитая посвятить себя воспитанию детей и преодолению жизненных трудностей. Её высокий уровень нравственности вызывал симпатии даже у язычников.

Сестра Иоанна, дочь Анфусы, по-видимому, скоро умерла. Анфуса, сосредотачившаяся на воспитании Иоанна, предоставила ему не только нравственное, но и отличное светское образование. Иоанн изучал философию у Андрагафия, а литературу, риторику и другие дисциплины у знаменитого Ливания, который впоследствии отмечал его как своего лучшего ученика.

С детства Анфуса, вероятно, закрепила в Златоусте истины Священного Писания, предотвращая его увлечение языческой литературой и привлечение к светской языческой жизни.

Молодые годы. Путь в Церковь

Иоанн Златоуст, обладая талантом, образованием и высоким социальным положением, начал свою карьеру в адвокатуре и добился в этой сфере значительных успехов. Он мог бы построить блестящую карьеру благодаря своим способностям, но Божья воля предназначила для него иной путь.

Хотя родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время было распространено откладывание крещения, и многие родители предпочитали, чтобы их дети приобщались к Церкви осознанно.

Вскоре Иоанн, глубоко погруженный в изучение Божественного Писания и трудов отцов Церкви, прервал свою адвокатскую практику и отказался от звания ритора. Это решение было подкреплено призывом епископа Антиохийского Мелетия, который увидел в Иоанне потенциального служителя Божьего и пригласил его к себе. Под руководством Мелетия Иоанн получил обучение в истинах христианского вероучения и принял Крещение.

К этому времени в Иоанне сформировалось решение посвятить свою жизнь служению Богу. В то время, когда многие его сверстники стремились к монашеской жизни, Иоанн, хотя смотрел с уважением на монахов, не отправился в пустыню. Многочисленные просьбы матери и вмешательство епископа Мелетия сыграли роль в этом решении.

Дальнейшее становление личности

Вскоре после того, как Иоанн принял Крещение, епископ Мелетий предоставил ему должность чтеца. В то время эта должность часто служила переходным этапом перед вступлением в священство. Однако в 370 году Мелетий был изгнан из города из-за политики императора Валента, который поддерживал ариан и преследовал их противников.

В это время в Антиохии были и другие известные учителя, такие как Картерий и Диодор, последний из которых стал епископом Тарским. В их училище Иоанн обучался вместе с Феодором Мопсуестским. В отличие от Феодора, который стремился усилить богословие Диодора, Иоанн предпочитал избегать крайностей и сглаживать острые углы.

Постепенно Иоанн завоевывал популярность среди местных жителей, которые желали видеть его на более высоком духовном посту вместе с его другом Василием. Однако Иоанн, считая себя недостойным иерархического возвышения, скромно отказывался от таких стремлений. В то время как его друг, Василий, был посвящен в епископское достоинство.

После смерти матери в 374-375 годах Иоанн реализовал свое долгое желание и ушел в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и молитвах, он провел около четырех лет. Однако затем, по воле Божьей, он отправился жить в уединенную пещеру, принимая облик отшельника. Суровый аскетический образ жизни и постоянные подвиги отразились на его здоровье, и болезнь желудка, которую он приобрел, преследовала его до конца его земной жизни.

Из-за подорванного здоровья Иоанн вынужден был покинуть отшельничество и вернуться в Антиохию в 380 году.

Диаконское и священническое служение

В 381 году под руководством епископа Мелетия, Иоанн Златоуст принял диаконский сан. В это время, помимо традиционных обязанностей диакона в ходе богослужений, он также взял на себя заботу о бедных и нуждающихся. В этой службе он выделялся не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый и сострадательный христианин.

В 386 году Флавиан, преемник Мелетия, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника. В этот период Иоанн завоевал широкую славу, не только как преданный пастырь, но и как выдающийся оратор и проповедник. Его проповеди отличались ясностью, доступностью, выразительностью, глубиной мысли и ортодоксальностью. Речи Златоуста привлекали внимание многих верующих, и толпы людей стремились слушать его наставления.

В 388 году, когда горожане Антиохии подняли восстание из-за введения специального военного налога и разрушили статуи императора Феодосия и его супруги, Иоанн призвал свою паству к смирению и покаянию. Он вдохновил их надеждой на милосердие Божье, и его речи о событиях, известные как беседы "О статуях", стали известными.

В этот трудный момент, стареющий епископ Флавиан лично обратился к императору за помилованием горожан. Благодаря усилиям Флавиана, и, главное, благословению Божьему, жители Антиохии избежали строгого наказания.

Архиерейское поприще

В 397 году, после смерти архиепископа Нектария в Константинополе, Иоанн Златоуст был приглашен из Антиохии, чтобы взять на себя управление патриаршеской кафедрой, оставшейся осиротевшей после его кончины. Уполномоченные на это действие проявили смекалку, опасаясь, что жители, полюбившие Иоанна как своего пастыря, могут не согласиться отпускать его.

Император Аркадий выражал желание видеть Иоанна Златоуста на патриаршеском престоле в Константинополе, что также было поддержано частью местного духовенства и народа. Но несмотря на протесты завистников, в 397 году Иоанн торжественно вступил в должность патриарха Константинополя.

Александрийский патриарх Феофил, изначально противостоявший назначению Златоуста, в конце концов согласился, не желая участвовать в его хиротонии. Однако служение на новом посту оказалось непростым. Нравственный уровень горожан был низким, а духовенство не всегда соответствовало своему призванию.

Иоанн предпринял энергичные меры, обличая недостатки и коррупцию в обществе. Он изгонял из духовенства тех, кто прослыл преступником, и способствовал преобразованию монашеской жизни. Средства, освобожденные благоразумной экономией, он направлял на благотворительность, помогая бедным и нуждающимся.

Некоторые представители высшего духовенства не одобряли его стремления к скромности и отказу от роскоши. Златоуст сократил расходы на содержание своей кафедры, а его простой образ жизни вызывал недопонимание и даже неприязнь. Все это привело к напряженности и борьбе внутри церковного сообщества.

Однажды Иоанн Златоуст взял под свою защиту четырех монахов из Нитрийской пустыни, которые искали убежища от преследований со стороны Феофила. Это привело к новым обвинениям в незаконном вмешательстве в дела другой епархии. В результате интриг и напряженности, возникших вокруг святителя, был организован Собор, на котором был вынесен приговор об его низложении.

Император Аркадий поддержал решение Собора, и Златоуст был отправлен в ссылку. Однако народ в Константинополе восстал против этого решения, и после землетрясения, произошедшего в то время, императрица Евдоксия счла это знамением суда Божьего. Вернувшийся из ссылки святитель был торжественно восстановлен в должности, и приговор был отменен.

Но вновь возросшая ненависть противников Златоуста нашла повод для нового нападения. Когда была воздвигнута колонна в честь царицы Евдоксии и устроены торжества, святитель высказал свое недовольство христианскому благочестию этих событий. Евдоксия снова обратилась к Феофилу, и был вынесен новый приговор о его низложении. Император утвердил приговор, и Златоуст был снова отстранен от кафедры.

Последние годы жизни

В 404 году, в день Пасхи, Иоанн Златоуст был арестован прямо во время богослужения. Проведя некоторое время под домашним арестом, его затем отправили в Вифинию. Несмотря на усилия римского Папы Иннокентия I, ситуацию изменить не удалось.

Из Вифинии архиепископа перевели в Кукуз, маленькое селение в Малой Армении, где он прожил около трех лет в нужде и лишениях. В этом периоде он предавался богоугодным трудам, молитвам и вел переписку, время от времени встречаясь с антиохийцами.

Враги Иоанна не могли оставить его связей с единомышленниками без внимания. Под их воздействием император вынес указ о его перемещении в новое место - Питиунт, на восточном побережье Черного моря.

14 сентября 407 года Иоанн Златоуст, исчерпанный длительным переходом, ушел из жизни, так и не достигнув конечной цели. Его последними словами были: "Слава Богу за всё."

Вскоре после его ухода, он был оправдан. В памяти Церкви он почитается как выдающийся святой отец и знаменитый христианский писатель.

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак первый, глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

Кондак второй, глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак трем святителям, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине прославляяй святыя Твоя.

Акафист святителю Иоанну, архиепископу Константина града, Златоустому

 

Книги автора

Нравственно-аскетические труды
Новозаветные толкования
Собрание сочинений