Биография

Святитель Кирилл Александрийский, представитель знаменитой епископской династии, родился и вырос в Александрии. В 412 году он стал предстоятелем, сменив своего дядю - Феофила Александрийского. В своей богатой биографии Кирилл выделяется как обличитель ереси Нестория, организатор и ключевая фигура III Вселенского Собора в Эфесе.

Он написал многочисленные полемические работы, опровергая несторианское учение о Христе. Особенно важно его первоначальное формулирование учения об единстве ипостаси Спасителя, которое будущие монофизиты истолковали по-своему. Кирилл также оставил толкования на Священное Писание, объяснения учения о Троице и богословские письма.

В дополнение к церковной деятельности, святитель Кирилл имел значительное влияние на светскую власть в Александрии. Его имя связано с многочисленными конфликтами между язычниками и христианами. В городском населении и среди монахов он пользовался авторитетом и после своей смерти остался в памяти как почтенная личность.

За 32 года управления Александрийской Церковью святитель Кирилл добился очищения паствы от еретиков. Его смерть в 444 году стала завершением плодотворной деятельности.

Среди его многочисленных творений особенно стоит выделить Толкования на Евангелия, Послания апостола Павла, апологию против императора Юлиана Отступника и пять книг против Нестория. Важными являются также труды о Пресвятой Троице, под названием "Сокровище", написанный против Ария и Евномия, а также два догматических сочинения о Пресвятой Троице. Святитель Кирилл также оставил сочинение против антропоморфизма, адресованное египтянам, которые неверно представляли Бога в человеческом облике. В числе его произведений также встречаются "Беседы", в том числе трогательное и наставническое «Слово об исходе души», которое вошло в славянскую "Следованную Псалтирь".

ТВОРЕНИЯ

 

    Экзегетические

 

Святой Кирилл, несмотря на необходимость вести полемику с противниками, оставил значительное наследие в виде экзегетических трактатов. Его вклад в библейский комментарий выделяется блестящими толкованиями, где преобладает аллегорический метод, схожий с подходом Оригена и александрийцев. В отличие от Оригена, Кирилл не придавал духовного значения каждой детали ветхозаветной истории и не уделял много внимания историческому и филологическому анализу, зато активно полемизировал с еретиками.

Одним из выдающихся произведений являются 17 книг "О поклонении и служении в Духе и истине". В этих диалогах между святым Кириллом и Палладием он представляет аллегорическое толкование отдельных участков Пятикнижия, подчеркивая необходимость аллегорического понимания ветхозаветных текстов. Он утверждает, что буква закона отменена, но дух остается, и это требует аллегорического толкования.

Дополнительно, в другом произведении, "Искусные толкования" или "Глафира", святитель толкует выбранные участки Пятикнижия в порядке их следования в Библии. Это также является аллегорическим объяснением, взятым из различных книг Библии.

Святой Кирилл не ограничивался только Пятикнижием. Он также предоставил аллегорические толкования на книгу пророка Исаии, а также написал толкования на двенадцать пророков, где каждая книга снабжена своим предисловием.

Фрагменты его толкований также сохранились в Катенах на Ветхий Завет, включая Царств, Псалмы, Притчи и другие. Кроме того, его труды на Евангелие от Матфея и Луки-евангелиста, написанные после 428 года, также имеются в ограниченных фрагментах.

Собрание бесед на Луку-евангелиста, сохраненное в сирийской версии VI-VII веков, включает 156 бесед, в которых Кирилл активно высказывает противонесторианскую позицию.

И, наконец, комментарии святителя на Иоанна-евангелиста, где он подчеркивает единосущие Сына с Отцом, служат доказательством христологических догм и противостоят учениям ариан и евномиан. Предполагается, что эти труды были созданы до 429 года.


        Догматико-полемические и апологетические

 

Ранние труды святого Кирилла изначально направлены против арианской ереси. Предположительно в начале своего епископства, не позднее 425 года, он написал трактат "Сокровище о Святой и Единосущной Троице", состоящий из 35 глав. В этом трактате Кирилл следует за своим предшественником святым Афанасием, и часть текста воспроизводит материал из третьей книги "Против ариан" Афанасия. Он также использует книгу Дидима "Против Евномия" в качестве одного из источников.

После "Сокровища" Кирилл написал трактат "О Святой и Животворящей Троице", который является переработкой предыдущего. Этот трактат посвящен диалогам автора с его другом Ермием и "брату" Немесию. Семь диалогов обсуждают Сына, а в седьмом идет речь о Святом Духе.

Первый антинесторианский трактат, "Пять книг против Нестория", был написан около 430 года. Этот трактат представляет собой критический анализ сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году, хотя имя Нестория не упоминается напрямую. В первой книге Кирилл рассматривает высказывания Нестория, противопоставляющие называнию Марии Богородицей, а четыре другие книги посвящены двум природам Христа.

Трактат "О правой вере", написанный в 430 году, включает три послания, направленных святым Кириллом в императорский дворец в связи с несторианской ересью. Первое послание адресовано царю Феодосию, а два следующих - царицам без уточнения имен. По утверждению Иоанна Кесарийского, второе послание предназначено младшим сестрам императора Аркадии и Марине, а третье - старшей сестре Пульхерии и жене императора Евдокии.

 

Двенадцать анафематизмов, направленных против Нестория, были составлены в 430 году от имени Собора в Александрии. Святой Кирилл вынужден был защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая из них, названная "Защита двенадцати глав против восточных епископов", была направлена против Андрея Самосатского, обвинившего святого Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. В ответ на обвинения Феодорита Кирского, святой Кирилл написал письмо к Евоптию, епископу Птолемаиды Ливийской, от которого получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата были созданы до проведения III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов, названный "Объяснение двенадцати глав", был написан в ефесской тюрьме, где святой Кирилл находился в августе - сентябре 431 года после проведения III Вселенского Собора.

Защитительное письмо к царю Феодосию было написано святым Кириллом сразу после его возвращения из Ефеса в Александрию. В этом письме он отстаивает свои действия до Ефесского Собора и в период его проведения.

Схолии о Воплощении Единородного были созданы после 431 года. В этих трудах святой Кирилл объясняет имена Христос, Эммануил и Иисус, а затем защищает ипостасное единство природ, опровергая воззрения о "смешении" и "связи" между ними. Это сочинение направлено против аполлинаристов. Полный текст сохранился в латинской, сирийской и армянской версиях; из греческого оригинала сохранилась лишь часть.

В диалоге "О том, что един Христос", святой Кирилл опровергает учение о том, что Слово Божие не стало плотью, а просто соединилось с человеком Иисусом, так что честь Первого не принадлежит Второму. Святой Кирилл ссылается на свою раннюю полемику с Несторием и продемонстрировал такую зрелость мысли, что диалог, высоко цененный в древности, представляется одним из поздних трудов святого Кирилла.

Небольшой трактат, написанный в 542 году, выступает против тех, кто отказывается признавать Святую Деву Богородицей, и продолжает антинесторианскую полемику. В своем "Слове против монофизитов" император Юстиниан ссылается на этот трактат как на подлинное произведение святого Кирилла.

В трактате "Против Диодора и Феодора" святой Кирилл опровергает учение учителей Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского. Этот трактат, созданный около 438 года, состоит из трех книг, посвященных Диодору и Феодору соответственно. Фрагменты этого труда сохранились в греческой и латинской версиях, а также в отрывках из трактата "Против антропоморфитов".

Трактат "Против синусиастов", направленный против крайних аполлинариан (приверженцев "синусии" - сосуществования двух природ), был написан в поздний период жизни святителя и сохранился лишь отдельными отрывками на греческом и сирийском языках.

Монументальное апологетическое произведение "О святой религии христианской против безбожного Юлиана" было создано в период между 433 и 441 годами, после примирения с Иоанном Антиохийским, но до его смерти. Святой Кирилл посвятил это сочинение императору Феодосию II, в котором опровергал трактаты Юлиана "Против галилеян". В этом труде, сохранившемся лишь в первых десяти книгах, святой Кирилл анализирует первый трактат Юлиана, обсуждает связи между христианством, иудейством и язычеством. Фрагменты из 11-й и 20-й книг, сохранившиеся в греческой и сирийской версиях, указывают на то, что святитель обсуждал в них второй трактат Юлиана. Хотя предполагаемые книги 21-30 не сохранились, возможно, что святой Кирилл ограничился опровержением только первых двух трактатов Юлиана.


    Пасхальные послания


Аналогично своим предшественникам - епископу Афанасию, Петру и архиепископу Феофилу из Александрии, святой Кирилл ежегодно направлял послания своей общине относительно даты празднования Пасхи. Редакторы собрания трудов святого Кирилла объединили 29 таких посланий под общим заголовком "Пасхальные беседы". Эти тексты были написаны между 414 и 442 годами и в основном посвящены морально-аскетическим темам, таким как пост и воздержание, бдение и молитва, а также вопросам благотворительности и милосердия. Кроме того, в этих беседах затрагиваются догматические вопросы: в беседах 5, 8, 17 и 27 святой Кирилл защищает учение о Воплощении против ариан и других еретиков, отрицающих вечность Сына; в беседе 12 рассматривается учение о Святой Троице. Многие из бесед также включают в себя полемику с иудеями и язычниками.


     Беседы


Из проповедей, произнесенных святым Кириллом в период его епископского служения в Александрии, до нас дошло всего 22, некоторые из которых сохранились лишь фрагментами. Редакторы объединили их под названием "Другие беседы", чтобы отличить от "Пасхальных бесед" (посланий). Первые восемь бесед были произнесены в Ефесе во время проведения III Вселенского Собора. Среди них первая была высказана в начале собора, вторая - в день памяти апостола Иоанна Богослова, пятая - после осуждения Нестория, шестая - после разрыва с Иоанном Антиохийским, седьмая - перед арестом. Четвертая беседа, посвященная прославлению Святой Марии-Богородицы и произнесенная между 23 и 27 июня 431 года в храме Пресвятой Богородицы в Ефесе, является наиболее известной проповедью святого Кирилла, посвященной Богородице: он называет Ее "неугасимой лампадой", "венцом девства", "скипетром Православия", "нерушимым храмом", "вместилищем Невместимого" - некоторые из этих выражений позднее вошли в Акафист Пресвятой Богородице. В беседах 3, 15, 16 и 20 рассматриваются вопросы о Воплощении Сына Божьего. Беседа 10-я, о Тайной Вечере, вероятно, принадлежит Феофилу Александрийскому; 11-я является расширенной версией 4-й беседы, добавленной в VII-IX веках. 13-я, о Воскресной неделе, относится к трудам Евлогия Александрийского. Известная 14-я беседа, о смерти души и Втором Пришествии Христа, которая пользовалась популярностью в Средние века (входила в славянскую Следованную Псалтирь), подвергается сомнению в своей подлинности: в "Апофтегмах отцов" упоминается как сочинение Феофила Александрийского. Восьмая беседа, о Преображении Господнем, и двенадцатая, о Сретении Господнем, входят в цикл "Бесед на Евангелие от Луки" (см. выше).


    Письма

 

Сборник писем святого Кирилла, представленный в Патрологии Миня, включает в себя 88 писем, из которых 17 адресованы ему от других лиц, и некоторые из них признаны фальшивыми. Большинство этих писем святого Кирилла относятся к периоду после проведения Ефесского Собора. Особый интерес представляет переписка святого Кирилла с папами Целестином и Сикстом, так как она имеет значение для истории отношений между Востоком и Западом.

В последующие времена на письма святого Кирилла ссылались Вселенские Соборы: например, письмо 4, второе к Несторию, было упомянуто на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание событий, произошедших на Александрийском Соборе 430 года. В письме 39, направленном к Иоанну Антиохийскому, святой Кирилл выражает радость по поводу совершившегося примирения, начиная словами "Да возрадуются небеса". Три упомянутых письма (4, 17, 39) получили название "вселенских" из-за их важности в догматическом плане. Письмо 76 содержит отказ святого Кирилла включить имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, написанное Ипатией и адресованное Кириллу, признано фальшивым, также как и письмо 86, которое якобы было написано Кириллом папе Леонтию.

***

В настоящее время части святого Кирилла Александрийского хранятся в нескольких местах, включая: музей-сокровищницу Мюнхенской Резиденции (Германия), Евфросиниевский женский монастырь в городе Полоцке (Беларусь), Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь в городе Ярославль (Россия), и Николаевский монастырь в городе Форт-Майерс (США).

В Греции части мощей святого Кирилла находятся:

  • на острове Патмос в монастыре святого апостола Иоанна Богослова
  • в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе.

Согласно свидетельству епископа Порфирия (Успенского), в середине XIX века части мощей святого Кирилла находились в мощевике недавно построенной церкви святого Николая при православной Александрийской Патриархии в Каире.

Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов богодухновенное удобрение, / Кирилле премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6

Бездну нам учений богословия источил еси / яве от источник Спасовых, / ереси погружающую, / блаженне Кирилле, / и стадо невредимо от треволнений спасающую, / странам бо всем наставник, преподобне, // яко Божественная являя.

Книги автора

Собрание сочинений
Послания
Догматико-полемические труды
Священное Писание Ветхого Завета