Биография

Жизнь Константина Великого до провозглашения им Миланского эдикта

Константин Великий, так названный за свои выдающиеся достижения в истории, родился в период гонений на Церковь Христову, примерно в 280-285 годах. Его отец, цезарь Констанций Хлор, управлял Галлией и Британией. Его мать, Елена, была преданной христианкой и впоследствии была признана святой.

В отличие от большинства высокопоставленных особ, отец Константина не проявлял агрессии по отношению к христианам. В его области правления не было гонений на Церковь, в отличие от других частей империи.

После смерти Констанция Хлора в 306 году, Константин был провозглашен императором с поддержкой армии. Он проявлял к христианам такое же терпимое отношение, как и его отец. Он отлично понимал, что среди них есть люди честные и доблестные, и что вера в Христа не означает неприязни к властям.

После вступления на престол, Константин столкнулся с ожесточенным сопротивлением своих мощных противников: Максимиана и Максентия. Ему пришлось вести войну с ними в своих личных и политических интересах.

После того, как он стал единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал документ, который стал известен как "Миланский эдикт". По этому акту, Церковь больше не была признана противозаконной и не подлежала преследованию. Тем не менее, христианство не стало официальной религией, но христиане получили право свободно исповедовать свою веру. Константин также запретил казнь через распятие и предоставил Церкви особые гражданские привилегии.

После победы над Ликинием в 324 году, его власть утвердилась во всей Римской империи, и Миланский эдикт вступил в силу на всей территории.

В соответствии с легендой, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знак Креста и слова "сим побеждай". В ту ночь ему явился Господь во сне и открыл, что этот знак поможет ему победить врагов. На следующий день Константин приказал изобразить этот символ на воинских знаменах или щитах. И действительно, армия Константина одержала победу благодаря Божьему провидению. С тех пор это изображение стало символом Христа и Его крестной жертвы.

Дальнейшая деятельность

После того как он стал полновластным монархом, Константин провел важные изменения в империи. Он избавил её от преобладания языческих культов и переместил столицу с Запада на Восток, соответствуя стратегическим замыслам. Новая столица, которая была расширена и укреплена, называлась Константинополь. Это также символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи, и со временем Константинополь стал центром Православной культуры.

Хотя сам Константин не принимал Святое Крещение сразу, он активно поддерживал Церковь. Можно сказать, что во время его правления христианство стало играть важную роль не только в религиозной области, но и на политической сцене, способствуя объединению народа.

Под воздействием императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Иисус Христос. Константин обеспечил царицу необходимыми полномочиями и материальными средствами для этой поездки. При содействии Божьем в 326 году удалось обнаружить Крест Господень.

Благодаря усилиям Константина и Елены святые места, где Спаситель жил и работал, были освобождены от идолопоклонства, и на них были построены храмы христианской веры.

Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора

Распространение ересей началось еще в первые времена существования Церкви и продолжалось в период гонений, а затем и после их окончания, когда христианство получило свободу. Особую важность в период правления императора Константина приобрела ересь, проповедуемая александрийским пресвитером Арием.

В некоторый период своей жизни тот священник, из-за своих амбиций, вступил в контроверсию с епископом Александром, обвинив его в искажении учения о Боге. Изначально это была клеветническая критика, но затем из нее выросло ложное учение, отрицающее единосущие Сына Отцу; по этой доктрине Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.

Не смотря на первоначально нелепое учение, оно вскоре начало распространяться за пределы Александрии. Вокруг Ария собрались его сторонники, включая дев, диаконов, священников и архиереев. Ситуация становилась всё напряженнее с увеличением числа проповедников этой доктрины. Также отсутствие четко выработанной богословской терминологии способствовало росту числа еретиков.

Когда в городе Александрии собрался Поместный Собор, чтобы осудить Ария за его ложное учение, еретики ответили собору непризнанием его решения. В Вифинии нашелся собор, который признал осуждение Ария несправедливым.

Получив информацию о возрастающих конфликтах, император Константин был глубоко озабочен и решил лично вмешаться. Он был озабочен беспокойством в Церкви, как государь и как христианин. Поэтому он послал Осию Кордубского в Александрию с увещевательным письмом. Однако это не привело к умиротворению еретиков, и другие проблемы добавились к этому внутреннему беспокойству.

Под воздействием желания разрешить растущие проблемы в Церкви царь, по рекомендации епископов, принял решение о проведении Собора. Всем предстоятелям церквей было приказано собраться в Никее.

В 325 году был проведен Первый Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов. После длительных дебатов Собор подтвердил единство Отца и Сына, сформулировал Символ веры (который был дополнен на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о том, что Сын был создан Отцом.

Арий и епископы, которые не согласились поддержать соглашение собора, были отправлены в ссылку.

Деятельность императора Константина после Вселенского Собора

Не смотря на то, что отцы Собора приняли решения, арианские стремления не исчезли. Из-за этого учения появились различные формы ереси – идеи, выраженные как радикальными, так и более умеренными течениями.

В 328 году Александр Александрийский скончался, и на его место занял кафедру Афанасий Великий. Посвятив свою жизнь защите православных идей, он боролся с арианством. Сторонники еретиков не могли остановить его догматическими аргументами, поэтому начали строить интриги, обвиняя его в различных проступках, например, в опрокидывании чаши со Святой Кровью.

В 332 году Афанасий был приглашен к императору, но после разговора со святителем Константином, император выразил о нем благоприятное мнение.

В 335 году, в связи с приближением тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства базилики над Гробом Господним, император созвал епископов в Иерусалим. Однако предварительно им предстояло собраться в Тире на Соборе. Царь надеялся, что на этом Соборе наконец установится умиротворение. Кроме того, по внушению Константина, на этом Соборе должен был присутствовать и Афанасий Великий.

Новое обвинение против Афанасия было представлено на Соборе, звучащее довольно странно — будто бы он убил епископа Арсения и использовал его руку для волхвования. Покинув Тир, Афанасий добрался до Константинополя, где удалось встретиться с Константином и убедить его в необоснованности предъявленных обвинений.

К сожалению, во времена Константина правление, арианство не было полностью искоренено.

Вскоре перед своей кончиной, правитель приютился в вере и принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он мирно ушел из этого мира, чтобы встретиться с Господом.

Известно, что он написал несколько важных документов, таких как Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам перед отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и другие.

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.