В Музее истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка

3 сентября 2025 года в Музее истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Полковые батюшки русской армии в прошлом и настоящем», посвященная истории военного духовенства в России в XVII-XXI веках.
Открытие выставки, организованной в сотрудничестве с Военно-историческим музеем, «Ресурсным центром двух столиц» и другими общественными организациями, приурочена к 135-й годовщине Высочайшего утверждения «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» и к 30-летию создания Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Тему отражают три раздела: русское военное духовенство в XVIII — начале ХХ веков, военное духовенство в современной России, роль духовенства в СВО. Среди раритов — икона «Троица Ветхозаветная в бытии с хождением» 1688 года из храма преподобного Сергия в Пушкарской слободе г. Москвы, детали иконостаса походной церкви 136-го Таганрогского пехотного полка (XVIII век), образ святого Георгия в серебряном окладе (1816 год) из церкви святого Спиридона Тримифунтского лейб-гвардии Финляндского полка в Санкт-Петербурге, часть походной церкви-палатки лейб-гвардии Московского полка (1915 год). Среди современных экспонатов — образцы священнических облачений и литургических принадлежностей, разработанных для духовенства на линии боевого соприкосновения, шевроны с образами святых, молитвословы и иконки.
Директор музея Екатерина Терюкова отметила, что тема подвига полковых священников особенно актуальна в нынешнее время, когда идет специальная военная операция. Музей неоднократно обращался к этой теме, но отдельную выставку организует впервые. Многие предметы, касающиеся служения священников в условиях СВО, предоставили партнеры музея, несколько художников для выставки написали картины.
«Священническое служение на войне — одно из условий победы, — сказал главный военный священник духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне СВО протоиерей Димитрий Василенков. — Война — это прежде всего столкновение духа воинов противостоящих армий, и где крепче дух, там и победа. Дух наш зиждется на правде — Божией и человеческой. А кто учит воинов служить по правде Божией и чтобы правда человеческая соответствовала правде Божией? Военные священники учат не только словом Божиим, а всей своей жизнью, которой, если надо, порой и жертвуют. К великому сожалению, семь батюшек уже жизни свои отдали за победу. Но мы имеем теперь великих молитвенников перед Богом. А живым батюшкам, кто сейчас трудится, нужна помощь, прежде всего молитвенная. Их подвиг — пример для верующих, как исполнять главный закон евангельской жизни: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Батюшки свой долг выполняют, главное, чтобы и вы помогали находящимся на фронте».
«Вера — не слепое доверие, а опытное познание, — сказал духовник военного благочиния Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма равноапостольного князя Владимира при окружном военном госпитале № 442 протоиерей Михаил Погиблов. — Когда мы открываем Богу сердце, совершаем доброе дело, душа вечная радуется, тем более она радуется, когда ты на поле брани защищаешь Отечество, о чем свидетельствуют раненые, — потому что ты совершаешь доброе дело до самопожертвования, до смерти. Подвиг творит удивительное — ты встречаешься с Богом. Это переживание передать сложно. Я общаюсь с ранеными и многие говорят, как не хватало им там батюшек, чтобы они рассказали о Боге, как к Нему обращаться. Отрадно, что есть молодые священники, которые туда стремятся».
Имам мечети в Военной академии материально-технического обеспечения Ислам Салихов отметил, что многие приходят на войну неверующими, но на поле боя и христиане, и мусульмане начинают верить в Бога.
Протоиерей Вячеслав Харинов, который много лет занимается поисковой работой, рассказал, что ему приходилось слышать: «Отец, зачем ты занимаешься войной? Война давно закончилась, надо забыть об этом!» Но очевидно, что тема войны не исчерпана. Недавно священник побывал в зоне СВО, Господь судил ему проехать по пути 346-й Дебальцевской дивизии, где служил его отец. Она воевала на Куликовом поле, освобождала Донбасс, Крым, форсировала Сиваш, брала Севастополь. Бог судил проехать путем отцовской дивизии и быть в зоне СВО на передовой, в Мариуполе, Волновахе и в Дебальцеве.
По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Владимира, одноклассника отца Вячеслава по Санкт-Петербургской духовной академии, священник передал в дар музею боевое знамя.
От отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епархиальными знаками «За добродетель» были награждены военнослужащие саперного полка Ленинградского военного округа, проходившие службу в зоне СВО.
Выставка открыта до 28 октября.
* * *
Первые упоминания о церковнослужителях в полках встречаются в документах времен царствования Алексея Михайловича. При императоре Петре I каждый полк и военный корабль получили штатную должность священника. В 1797 году, при императоре Павле I, во главе военного и морского духовенства был поставлен обер-священник. Первым таким батюшкой стал протоиерей Павел Озерецковский. В 1890 году была учреждена должность протопресвитера военного и морского духовенства. В 1918 году военное духовенство прекратило существование. В 1990-е началось его возрождение. В 1995 году был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 21 июля 2009 года решением Президента России был воссоздан институт военного священства, а 7 июня 2022 года возрождена должность протопресвитера военного и морского духовенства.
Источник: Патриархия.ru.